Возможно ли счастье в российской общеобразовательной школе?

 

Над этим вопросом всерьез думали школьники и учителя школы № 9 г. Искитим 17 и 24 октября 2017 года. Именно в это время Городской центр проектного творчества проводил форсайт-сессию, которая преследовала цель разработать программу развития школы и предложить ряд конкретных мер по ее реализации.


«Если мы вспомним свою школьную жизнь, - поясняет руководитель Центра Надежда Андреева, - у каждого обязательно найдется счастливый момент, связанный или с успехами в учебе, или с туристическим походом классом, или с достижением в спорте и в предметных олимпиадах. Мы проверяли – получился целый калейдоскоп счастливых моментов. Но возможно ли управлять этим? Усиливать и создавать высокую концентрацию счастья в школе? Возможно ли, без радикальных изменений, интенсивно, но органично для всех  развивать школу? Как?»


Участникам сессии предстояло решить нелегкую задачку: как в условиях обучения в две смены, в здании типовой школьной планировки и пришкольного пространства, не меняя количество уроков и школьную программу, при том же количестве учеников и учителей все же обеспечить развитие школы таким образом, чтобы каждый ученик и учитель  почувствовал себя счастливым.


Команда специалистов Городского Центра под руководством Геннадия Асиньярова организовала работу для проблемы с применением Нооген-технологии. На этапе создания идеальных моделей школьники думали над тем, какие предметы будут учить дети в «счастливой» школе, каким должно быть пространство в школе и за ее пределами, каким должно быть домашнее задание, как могут общаться друг с другом и между собой ученики и учителя в школе будущего.


Вот, что получилось в результате: участники форсайт-сессии пришли к общему мнению о том, что человек развивается и становится счастливым не сам по себе, а благодаря тем процессам и отношениям, в которых находится. А  значит, влияя и развивая эти процессы и отношения, мы развиваем тем самым и человека. Что может стать инструментом разного рода изменений в человеке? Участники сессии обозначили таким инструментом пространство своей школы и ее территории.


Так все-таки, возможно ли счастье в российской общеобразовательной школе? Ответ – да! Чтобы счастливых учителей и учеников было больше, а директора школ могли управлять таким «показателем», в  пространстве школы должны быть заложены «управляющие принципы»:

  1. Возможность выбора. Чем больше будет возможных ситуаций выбора для ученика и для учителя – тем лучше. При этом выбор считается таковым, если приходится выбирать как минимум из трех вариантов. Предположим, из трех вариантов блюд на обед в школьной столовой.

2. Возможность влияния. Для реализации потенциала развития важно предоставить возможность школьникам и учителям лично влиять на пространство. В «счастливой» школе, к примеру,  ученик садится за настраиваемую парту, посуда из которой он ест, изготовлена им же, а в классе висит картина, которую он выбирал.

3. Универсальность и «многомерность» пространственных зон. В школе будущего нет  «пустого» пространства: коридор одновременно может быть зоной отдыха, а учебный класс – тренажёрным залом.

4. Обратная связь. Администрация «счастливой» школы постоянно рефлексирует происходящие в школе события, отношения в коллективах, собирает обратную связь от всех участников процесса, и от школьников и от учителей. Чем более быстрой и «видимой» эта связь является, тем лучше.


Каждый, кто захочет создать свою школу будущего, может воспользоваться этими принципами. А ученики и учителя девятой школы города Искитима уже ближе к своей школе будущего, они ее создавали сами под руководством специалистов Городского центра. Разработки школьников и учителей легли в основу документа с практическими рекомендациями и проектами, который Городской Центр предложил администрации школы. 

05.04.2018

3 апреля в школе № 66 в рамках форсайт-марафона к 125-летию города Новосибирска прошла первая форсайт-сессия для учащихся восьмых классов. Ребятам была предложена задача: придумать, как будет устроен город , если в этом городе будут жить только дети.

 

Дети с большим энтузиазмом решали задачку. Впервые им представилась возможность  самим определять, как передвигаться по городу, какие места посещать, где гулять, где жить и как развлекаться. На сей раз, строгий и заботливый, взрослый отдыхает, его просто не пустили на время в мир, который принадлежит ребенку.

 

А теперь, господа взрослые, а также их родители, хотели бы вы послушать, как на самом деле хотят жить наши дети, и какой образ будущего они рисуют в своем воображении? Если да, то тогда пристегнитесь!

29.03.2018

Дорогие друзья, совсем скоро в Городском центре стартует марафон форсайтов, приуроченный к празднованию 125-летия со дня основания города  Новосибирска. Мы не могли оставаться в стороне от юбилейного дня города и, размышляя над вопросом «а что же подарить нашему любимому городу», мы пришли к единодушному мнению: мы подарим Новосибирску Будущее! Будущее глазами подростка, многоликое, оригинальное, живое и вдохновляющее! Как мы это сделаем?


Рецепт создания будущего прост, записывайте!

Мы берем старшеклассников, это такие дети, которые вовсе и не дети, а с виду взрослые, но ведут себя как-то странно, им обычно по 13-17 лет.

Затем погружаем их в «специально приготовленную» среду онтологического моделирования. Даем старшеклассникам «задачку открытого типа», которая заведомо не имеет однозначного и правильного решения. Осторожно: на этой стадии идет разрыв шаблонов, глубокое «разоформление», возможно у кого-то «сорвет башню».

23.03.2018

  Форсайт – это такая технология, которая позволяет заглянуть в будущее, посмотреть, а что же будет через 30-50 лет. Вопреки нашим представлениям о времени, будущее не одно, не такое как прошлое, строго определенное и неотвратимое; их – будущего – много. Оно как несколько дорог, выбирай, какая больше понравится! Форсайт, как раз и занимается выявлением этих дорог, он рисует нам возможные образы будущего, исходя из знания о настоящем. Чтобы с наибольшей точностью определить векторы развития, надо иметь четкое и полное представление о нашем настоящем: о вызовах и угрозах, тенденциях и проблемах, неизбежностях и потенциалах современности. Для этих целей разработали множество сложных и  не очень сложных процедур, которые все вместе называются форсайт-технологией, и проводятся они в несколько этапов, которые называются сессиями.

Как  правило, форсайт-сессии – это исключительно взрослое мероприятие для умных и очень умных взрослых, для экспертов  самых разных направлений. Является ли школьник экспертом? Очевидно, нет! Что он может сказать, тем более про будущее?! Он еще маленький, он еще учится. Справедливы возражения: технология сложная, знаний о реальности нет, потому что нет реального опыта взаимодействия с миром. Школьник ни за что не отвечает. Как он может проектировать будущее? Его представления иллюзорны, и все что он спроектирует, будет такой же иллюзией.