Возможно ли счастье в российской общеобразовательной школе?

 

Над этим вопросом всерьез думали школьники и учителя школы № 9 г. Искитим 17 и 24 октября 2017 года. Именно в это время Городской центр проектного творчества проводил форсайт-сессию, которая преследовала цель разработать программу развития школы и предложить ряд конкретных мер по ее реализации.


«Если мы вспомним свою школьную жизнь, - поясняет руководитель Центра Надежда Андреева, - у каждого обязательно найдется счастливый момент, связанный или с успехами в учебе, или с туристическим походом классом, или с достижением в спорте и в предметных олимпиадах. Мы проверяли – получился целый калейдоскоп счастливых моментов. Но возможно ли управлять этим? Усиливать и создавать высокую концентрацию счастья в школе? Возможно ли, без радикальных изменений, интенсивно, но органично для всех  развивать школу? Как?»


Участникам сессии предстояло решить нелегкую задачку: как в условиях обучения в две смены, в здании типовой школьной планировки и пришкольного пространства, не меняя количество уроков и школьную программу, при том же количестве учеников и учителей все же обеспечить развитие школы таким образом, чтобы каждый ученик и учитель  почувствовал себя счастливым.


Команда специалистов Городского Центра под руководством Геннадия Асиньярова организовала работу для проблемы с применением Нооген-технологии. На этапе создания идеальных моделей школьники думали над тем, какие предметы будут учить дети в «счастливой» школе, каким должно быть пространство в школе и за ее пределами, каким должно быть домашнее задание, как могут общаться друг с другом и между собой ученики и учителя в школе будущего.


Вот, что получилось в результате: участники форсайт-сессии пришли к общему мнению о том, что человек развивается и становится счастливым не сам по себе, а благодаря тем процессам и отношениям, в которых находится. А  значит, влияя и развивая эти процессы и отношения, мы развиваем тем самым и человека. Что может стать инструментом разного рода изменений в человеке? Участники сессии обозначили таким инструментом пространство своей школы и ее территории.


Так все-таки, возможно ли счастье в российской общеобразовательной школе? Ответ – да! Чтобы счастливых учителей и учеников было больше, а директора школ могли управлять таким «показателем», в  пространстве школы должны быть заложены «управляющие принципы»:

  1. Возможность выбора. Чем больше будет возможных ситуаций выбора для ученика и для учителя – тем лучше. При этом выбор считается таковым, если приходится выбирать как минимум из трех вариантов. Предположим, из трех вариантов блюд на обед в школьной столовой.

2. Возможность влияния. Для реализации потенциала развития важно предоставить возможность школьникам и учителям лично влиять на пространство. В «счастливой» школе, к примеру,  ученик садится за настраиваемую парту, посуда из которой он ест, изготовлена им же, а в классе висит картина, которую он выбирал.

3. Универсальность и «многомерность» пространственных зон. В школе будущего нет  «пустого» пространства: коридор одновременно может быть зоной отдыха, а учебный класс – тренажёрным залом.

4. Обратная связь. Администрация «счастливой» школы постоянно рефлексирует происходящие в школе события, отношения в коллективах, собирает обратную связь от всех участников процесса, и от школьников и от учителей. Чем более быстрой и «видимой» эта связь является, тем лучше.


Каждый, кто захочет создать свою школу будущего, может воспользоваться этими принципами. А ученики и учителя девятой школы города Искитима уже ближе к своей школе будущего, они ее создавали сами под руководством специалистов Городского центра. Разработки школьников и учителей легли в основу документа с практическими рекомендациями и проектами, который Городской Центр предложил администрации школы. 

29.05.2019

Дорогие родители, дедушки и бабушки!

Приглашаем ваших детей и внуков 1 июня – в День защиты детей – на нашу детскую интерактивную площадку «Чудесный город». Здесь будет воссоздан антураж города игрушек. 

В этом городе работает самая настоящая фабрика детской игрушки, а значит, ваш ребенок сможет придумать и нарисовать свою собственную игрушку, которая, если повезет, будет создана нашими мастерами. 

В этом городе есть забавные картонные аттракционы – ваш ребенок сможет принять участие в разнообразных подвижных играх в кругу сверстников и забавных жителей этого города. 
В Чудесном городе, как и в любом уважающем себя городе, есть театр – ребенок будет показывать импровизации, если захочет, конечно, а также участвовать в мастер-классах и фотографироваться с фото-бутафорией. 

А еще в этом городе есть свои магазины и библиотека. Работает картонный аэропорт – ребят ждут веселые задания, мастер-классы и лотерея! 

Приходите к нам в Чудесный город 1 июня, в воскресенье 
с 12:00 до 16:00 
к фонтану у «Глобуса» 
Станьте жителем города игрушек!

25.04.2019

Представьте себе, что у нас в городе есть такое производство, где трудятся дети и подростки, как взрослые, а взрослые только консультируют и координируют. Можете ли вы себе представить, что так, как это делают здесь дети, не может сделать так качественно, так быстро и так креативно ни один взрослый? Можете ли вы себе представить, что продукт, который выпускают эти дети, сильно превосходит взрослые аналоги, и поэтому пользуется большим спросом? А возможно ли такое: дети производят для детей, и дети же заказывают и тестируют получившийся продукт? Представили? Думаете, это невозможно?

18 апреля участникам 3-ей стратегической сессии программы «РПИК-2019» была предложена задача: придумать такой продукт и такое производство, где детский возраст был бы не помехой и ущербным состоянием, а конкурентным преимуществом. Задача работала над содержанием третьего раздела Стратегического плана устойчивого развития города – формированием кадрового потенциала в контексте инновационного движения и развития наукоемкого производства.

18.04.2019

Что общего между Мэрлин Монро и Василием Чапаевым, между «Гарри Поттером» и «Ночным дозором»? И не надо утверждать, что ничего общего нет? Есть, просто вы плохо искали!

В эти дни (16-19 апреля) в Новосибирске проходит Всероссийская олимпиада профессионального мастерства. Лучшие из лучших студентов средних специальных учебных заведений страны показывают своё мастерство в области химических технологий, ракетно-космической и авиационной технике, а также электро- и теплоэнергетике.

17 апреля МАУ «Городской центр проектного творчества» в качестве партнера олимпиады провел интерактивный семинар для преподавателей российских СУЗов, приехавших вместе со своими студентами. Семинар был посвящен игровым технологиям в образовании.