Урбанистика в лицах: Сигэру Бан
Большинтво из нас с детства помнят поучительную сказку о трёх поросятах, в которой под натиском стихии в лице волка выстоял только домик Наф-Нафа, построенный из камней, «на века». Но архитекторы современого мира всё чаще выбирают использование с виду непрочных, но недорогих и экологичных материалов, на деле опровергая народную сказочную мудрость.
В Австрии строят эко-дома из соломы, в Японии - возводят храмы из картона, в России тоже появляются прекрасные альтернативы пластиковым детским домикам и мебели. Архитектор Сигеру Бан — один из таких архитекторов-инноваторов, поэтому мы решили сегодня рассказать о его необычном подходе к выбору стройматериалов.
Сигэру Бан (坂 茂 Ban Shigeru) - японский архитектор, прославившийся своими инновационными постройками из бумаги и картонных труб, дающих возможность быстро и эффективно дать защиту и кров жертвам стихийных бедствий в разных точках мира.
В 2014 году стал лауреатом Притцкеровской премии - самой престижной в мире премии в области архитектуры, за инновационное использование материалов (бумаги, картона, бамбука) и неустанный вклад в области гуманитарной помощи во всём мире.
Домики карточные и картонные
Наверное, всякий в детстве возводил домики из одной-двух колод игральных карт, и это занятие никак нельзя считать пустой забавой. Юный строитель постигает законы пространства и сопромата, а мастеря бумажные самолетики и прочие самодельные игрушки, знакомится с умением использовать ребра жесткости и прочими приемами в работе с податливой бумагой. Позже отроки принимаются клеить более сложные и детализированные картонные модели танков, самолетов и пароходов, крепостей и замков. Не все становятся архитекторами, но все архитекторы прошли через эту ювенильную стадию. Знакомство с возможностями бумаги продолжает и ставшее модным увлечение оригами — японской техникой складывания из цельного листа бумаги фигурок зверей и прочего сущего и рукотворного.
Кстати говоря, расхожий термин «бумажная архитектура» в применении к японской традиции — вовсе не определение несбыточности: рисовая бумага в ширмах, перегородочных панелях и светильниках — один из самых популярных материалов в стране восходящего солнца. Так что архитектурные фантазии Сигеру Бана перешагнули с ватманов кульманов в городские пространства. Быстровозводимые и легкоразбираемые, облегченные конструкции японского зодчего появляются по всему миру, набирая популярность в силу своей экологичности, сейсмической безопасности, дешевизны и возможности вторичной переработки.
Отметился Сигеру Бан и в дизайне интерьеров и мебели. Впрочем, всякий архитектор обязан быть универсальным, умеющим работать и с планом, и с объемом, и с внутренним наполнением этого объема. Бан разрабатывал дизайн не только предметов мебели (стульев, кресел и др.), но и серию сборных зданий-полуфабрикатов Furniture House, получивших популярность в Японии, Китае и США. И все это — стены, крыши, стулья — из дерева и продуктов его переработки. Сигеру Бана по полному праву можно назвать поэтом дерева и бумаги. И не только их.
«Голый дом»
На рубеже тысячелетий, в 2000-м, экоархитектор реализовал очередной свой проект, получивший название в духе не то Андерсена, не то французских импрессионистов — Naked House. «Нагота» дома по большей части относится к минимализму конструкции и оформления — вполне традиционных для японского зодчества. Он словно из известной детской загадки — без окон, без дверей, полна горница людей, но не огурец. Эта мобильная и легкая конструкция из самых что ни на есть экологичных материалов — древесины и картона — легким усилием и по мимолетному пожеланию трансформируется во внутреннем пространстве. Чрезвычайно удобно и оперативно, что немаловажно в условиях островов с их изменчивым климатом и повышенной сейсмичностью.
По сути это сборный коттедж со свободной внутренней планировкой, с использованием подвижных перегородок, рассчитанный на семью из пяти человек трех поколений. В зависимости от времени суток и повода внутренние помещения объединяются и разъединяются, совмещая приватные комнаты членов семьи воедино, обеспечивая атмосферу «совместности». В «Голом доме» почти нет окон и вовсе отсутствуют стационарные межкомнатные двери, а освещение обеспечивается за счет естественного источника — солнца, лучи которого проникают через легкую кровлю. В ночное время традиционно приглушенный свет проливают светильники с абажурами из рисовой бумаги. Типовой по сути проект сборно-щитового домика в японском духе был внедрен в Сантаме, префектура Kawagoe. Легкая и легко разбираемая конструкция чрезвычайно экономична и экологична — бумага-то все стерпит…
Природный круговорот целлюлозы
Приверженность архитектора легким и вторично перерабатываемым природным материалам — настоящий гимн экологической цивилизации. Отслужив и поизносившись, бумага и картон отправляются во вторичную переработку, чтобы вернуться вновь в новых формах. Такой круговорот подобен колесу сансары — в буддистской вере циклу перерождений из шестидесяти инкарнаций. Получается, что архитектура Сигеру Бана зиждется не только на этнической и экологической составляющей, но и имеет японский религиозный подтекст. Прямо какой-то абсолютный дзен…
Картонная архитектура не столь долговечна, как каменная и железобетонная, — макулатура лишена мускулатуры, а вся прочность сооружений Бана обеспечивается их структурой с мастерски задействованными ребрами жесткости и прочими конструктивными хитростями.
Разумеется, что в строительстве используется не простой картон или гофрокартон, а специально обработанный — упрочненный и пропитанный водостойкими составами. Это продлевает жизнь лет на десять, после чего конструкция демонтируется, а ее составные части перерабатываются в бумажную пульпу и перерождаются в новом качестве. Иногда их просто разбирают и после подновления монтируют на новом месте — как детский конструктор. Так случилось с храмовым зданием, спроектированным Баном для японского города Кобэ. Построенная в 1995 году, церковь была разобрана в 2005-м, детали перевезены на Тайвань, где спустя два года она была собрана в старых формах на новом месте.
Простота экстра-класса
Принято считать, что простота и минимализм домового и домашнего устройства — признак ограниченности в средствах заказчика. И уж заподозрить Сигеру Бана с его картонными домами в популярности в кругу «сливок» мировой бизнес-элиты поводов не было. Однако ему был заказан проект двух вилл на одном из райских островков архипелага Turk&Caica в Карибском море. Маленький островок Dellis Cay площадью 220 гектаров фирма-девелопер экстра-класса Mandarin Oriental Hotel Group застроила фешенебельными виллами, разработкой которых занимались мировые звезды первой величины. В числе звездной семерки вместе с Захой Хадид оказался и Сигеру Бан, которому заказали две виллы. Они получили названия Maison H и Maison S — даже здесь сквозит простота, ведь maison в переводе с французского означает всего лишь «дом». Впрочем, эта простота, возможно, иллюзорная, поскольку в общество «вольных каменщиков» (масонов) с давних времен входит практически вся мировая элита. Во всяком случае, так гласит молва и утверждают историки.
Нарочитая простота царит и в этих проектах Сигеру Бана. С той лишь разницей, что в конструктиве недолговечный и дешевый картон архитектор заменил стеклом, но костяк сооружений и интерьерную доминанту оставил за древесиной — естественно, лучших пород. По словам самого Сигеру Бана, обе виллы разработаны с особой заботой, чтобы наиболее гармонично и бесконтрастно соединить функцию строений с природой места. Это так по-японски — вовлекать природу в интерьер и вписывать дом в природу.
Притцкервская премия
Узнав о присуждении Притцкеровской премии в 2014 году, Бан сказал, что «для меня премия — это мотивация продолжать делать то, что я делаю, и постоянно расти. Когда я начал заниматься архитектурой, около 30 лет назад, никто не говорил об окружающей среде. Для меня такой выбор стал естественным. Я всегда интересовался дешевыми перерабатываемыми материалами».
Комментируя свою работу с такими непрочными материалами, как бумага и картон, Сигэру Бан так отзывается от своём выборе: «Я верю, что прочность материала не влияет на прочность здания. Даже конструкция, собранная из картонных труб, может быть сделана так, что выдержит землетрясение, которое не переживёт здание из бетона».
К сожалению, даже в руках гения бумага и картон пока не всегда могут поспорить с более традиционными строительными материалами в прочности. Спроектированная Баном Сигэру удивительная изогнутая крыша для центра Помпиду во французском Меце, сделанная на основе деревянного каркаса, покрытого стеклотканью и тефлоном, уже в первую зиму не выдержала испытания снегом и проломилась в двух местах. Кстати, форму крыши подсказала архитектору традиционная шляпа китайского кретьянина, купленная на блошином рынке в Париже.
Бан Сигэру продолжает возводить свои удивительные сооружения по всему миру: то бумажный мост, собранный из картонных труб, раскинется на юге Франции, то швейцарская медиакорпорация переедет в штаб-квартиру из стекла и дерева, построенную без единого гвоздя и даже клея. Пусть архитектор пока не проектирует городские кварталы и не занимается городской застройкой, но его архитектурные произведения меняют представления о возможном и невозможном. Вероятно, что наступит день и в странах, где климат не столь суров как в России, воздушные, наполненные воздухом и светом, созданные из бумаги и картона дома Бана Сигэру из экзотики превратятся в часть повседневной жизни современного города.
При подготовке использованы материалы статьи Сигэру Бан | Урбанистика с японским лицом с сайта Строительный портал Sibdom.ru