Урбанистика в лицах: Сигэру Бан

Большинтво из нас с детства помнят поучительную сказку о трёх поросятах, в которой под натиском стихии в лице волка выстоял только домик Наф-Нафа, построенный из камней, «на века». Но архитекторы современого мира всё чаще выбирают использование с виду непрочных, но недорогих и экологичных материалов, на деле опровергая народную сказочную мудрость. 

В Австрии строят эко-дома из соломы, в Японии - возводят храмы из картона, в России тоже появляются прекрасные альтернативы пластиковым детским домикам и мебели. Архитектор Сигеру Бан — один из таких архитекторов-инноваторов, поэтому мы  решили сегодня рассказать о его необычном подходе к выбору стройматериалов. 

 

ban14

 

 

Сигэру Бан (坂 茂 Ban Shigeru) - японский архитектор, прославившийся своими инновационными постройками из бумаги и картонных труб, дающих возможность быстро и эффективно дать защиту и кров жертвам стихийных бедствий в разных точках мира. 

 В 2014 году стал лауреатом Притцкеровской премии - самой престижной в мире премии в области архитектуры, за инновационное использование материалов (бумаги, картона, бамбука) и неустанный вклад в области гуманитарной помощи во всём мире.

 

 

 

Домики карточные и картонные

Наверное, всякий в детстве возводил домики из одной-двух колод игральных карт, и это занятие никак нельзя считать пустой забавой. Юный строитель постигает законы пространства и сопромата, а мастеря бумажные самолетики и прочие самодельные игрушки, знакомится с умением использовать ребра жесткости и прочими приемами в работе с податливой бумагой. Позже отроки принимаются клеить более сложные и детализированные картонные модели танков, самолетов и пароходов, крепостей и замков. Не все становятся архитекторами, но все архитекторы прошли через эту ювенильную стадию. Знакомство с возможностями бумаги продолжает и ставшее модным увлечение оригами — японской техникой складывания из цельного листа бумаги фигурок зверей и прочего сущего и рукотворного.

Кстати говоря, расхожий термин «бумажная архитектура» в применении к японской традиции — вовсе не определение несбыточности: рисовая бумага в ширмах, перегородочных панелях и светильниках — один из самых популярных материалов в стране восходящего солнца. Так что архитектурные фантазии Сигеру Бана перешагнули с ватманов кульманов в городские пространства. Быстровозводимые и легкоразбираемые,  облегченные конструкции японского зодчего появляются по всему миру, набирая популярность в силу своей экологичности, сейсмической безопасности, дешевизны и возможности вторичной переработки.

 

павильон из картона

 

 

Отметился Сигеру Бан и в дизайне интерьеров и мебели. Впрочем, всякий архитектор обязан быть универсальным, умеющим работать и с планом, и с объемом, и с внутренним наполнением этого объема. Бан разрабатывал дизайн не только предметов мебели (стульев, кресел и др.), но и серию сборных зданий-полуфабрикатов Furniture House, получивших популярность в Японии, Китае и США. И все это — стены, крыши, стулья — из дерева и продуктов его переработки. Сигеру Бана по полному праву можно назвать поэтом дерева и бумаги. И не только их.


ban16

«Голый дом»

На рубеже тысячелетий, в 2000-м, экоархитектор реализовал очередной свой проект, получивший название в духе не то Андерсена, не то французских импрессионистов — Naked House. «Нагота» дома по большей части относится к минимализму конструкции и оформления — вполне традиционных для японского зодчества. Он словно из известной детской загадки — без окон, без дверей, полна горница людей, но не огурец. Эта мобильная и легкая конструкция из самых что ни на есть экологичных материалов — древесины и картона — легким усилием и по мимолетному пожеланию трансформируется во внутреннем пространстве. Чрезвычайно удобно и оперативно, что немаловажно в условиях островов с их изменчивым климатом и повышенной сейсмичностью.

ban17

По сути это сборный коттедж со свободной внутренней планировкой, с использованием подвижных перегородок, рассчитанный на семью из пяти человек трех поколений. В зависимости от времени суток и повода внутренние помещения объединяются и разъединяются, совмещая приватные комнаты членов семьи воедино, обеспечивая атмосферу «совместности». В «Голом доме» почти нет окон и вовсе отсутствуют стационарные межкомнатные двери, а освещение обеспечивается за счет естественного источника — солнца, лучи которого проникают через легкую кровлю. В ночное время традиционно приглушенный свет проливают светильники с абажурами из рисовой бумаги. Типовой по сути проект сборно-щитового домика в японском духе был внедрен в Сантаме, префектура Kawagoe. Легкая и легко разбираемая конструкция чрезвычайно экономична и экологична — бумага-то все стерпит…

 

Природный круговорот целлюлозы

Приверженность архитектора легким и вторично перерабатываемым природным материалам — настоящий гимн экологической цивилизации. Отслужив и поизносившись, бумага и картон отправляются во вторичную переработку, чтобы вернуться вновь в новых формах. Такой круговорот подобен колесу сансары — в буддистской вере циклу перерождений из шестидесяти инкарнаций. Получается, что архитектура Сигеру Бана зиждется не только на этнической и экологической составляющей, но и имеет японский религиозный подтекст. Прямо какой-то абсолютный дзен…

Картонная архитектура не столь долговечна, как каменная и железобетонная, — макулатура лишена мускулатуры, а вся прочность сооружений Бана обеспечивается их структурой с мастерски задействованными ребрами жесткости и прочими конструктивными хитростями.

 

храм из картона

Разумеется, что в строительстве используется не простой картон или гофрокартон, а специально обработанный — упрочненный и пропитанный водостойкими составами. Это продлевает жизнь лет на десять, после чего конструкция демонтируется, а ее составные части перерабатываются в бумажную пульпу и перерождаются в новом качестве. Иногда их просто разбирают и после подновления монтируют на новом месте — как детский конструктор. Так случилось с храмовым зданием, спроектированным Баном для японского города Кобэ. Построенная в 1995 году, церковь была разобрана в 2005-м, детали перевезены на Тайвань, где спустя два года она была собрана в старых формах на новом месте.

ban18

Простота экстра-класса

Принято считать, что простота и минимализм домового и домашнего устройства — признак ограниченности в средствах заказчика. И уж заподозрить Сигеру Бана с его картонными домами в популярности в кругу «сливок» мировой бизнес-элиты поводов не было. Однако ему был заказан проект двух вилл на одном из райских островков архипелага Turk&Caica в Карибском море. Маленький островок Dellis Cay площадью 220 гектаров фирма-девелопер экстра-класса Mandarin Oriental Hotel Group застроила фешенебельными виллами, разработкой которых занимались мировые звезды первой величины. В числе звездной семерки вместе с Захой Хадид оказался и Сигеру Бан, которому заказали две виллы. Они получили названия Maison H и Maison S — даже здесь сквозит простота, ведь maison в переводе с французского означает всего лишь «дом». Впрочем, эта простота, возможно, иллюзорная, поскольку в общество «вольных каменщиков» (масонов) с давних времен входит практически вся мировая элита. Во всяком случае, так гласит молва и утверждают историки.

Нарочитая простота царит и в этих проектах Сигеру Бана. С той лишь разницей, что в конструктиве недолговечный и дешевый картон архитектор заменил стеклом, но костяк сооружений и интерьерную доминанту оставил за древесиной — естественно, лучших пород. По словам самого Сигеру Бана, обе виллы разработаны с особой заботой, чтобы наиболее гармонично и бесконтрастно соединить функцию строений с природой места. Это так по-японски — вовлекать природу в интерьер и вписывать дом в природу.

ban18

Притцкервская премия

Узнав о присуждении Притцкеровской премии в 2014 году, Бан сказал, что «для меня премия — это мотивация продолжать делать то, что я делаю, и постоянно расти. Когда я начал заниматься архитектурой, около 30 лет назад, никто не говорил об окружающей среде. Для меня такой выбор стал естественным. Я всегда интересовался дешевыми перерабатываемыми материалами».

Комментируя свою работу с такими непрочными материалами, как бумага и картон, Сигэру Бан так отзывается от своём выборе: «Я верю, что прочность материала не влияет на прочность здания. Даже конструкция, собранная из картонных труб, может быть сделана так, что выдержит землетрясение, которое не переживёт здание из бетона».

К сожалению, даже в руках гения бумага и картон пока не всегда могут поспорить с более традиционными строительными материалами в прочности. Спроектированная Баном Сигэру удивительная изогнутая крыша для центра Помпиду во французском Меце, сделанная на основе деревянного каркаса, покрытого стеклотканью и тефлоном, уже в первую зиму не выдержала испытания снегом и проломилась в двух местах. Кстати, форму крыши подсказала архитектору традиционная шляпа китайского кретьянина, купленная на блошином рынке в Париже.

павильон из бумаги ночью

 

 

Бан Сигэру продолжает возводить свои удивительные сооружения по всему миру: то бумажный мост, собранный из картонных труб, раскинется на юге Франции, то швейцарская медиакорпорация переедет в штаб-квартиру из стекла и дерева, построенную без единого гвоздя и даже клея. Пусть архитектор пока не проектирует городские кварталы и не занимается городской застройкой, но его архитектурные произведения меняют представления о возможном и невозможном. Вероятно, что наступит день и в странах, где климат не столь суров как в России, воздушные, наполненные воздухом и светом, созданные из бумаги и картона дома Бана Сигэру из экзотики превратятся в часть повседневной жизни современного города.

 

При подготовке использованы материалы статьи Сигэру Бан | Урбанистика с японским лицом с сайта Строительный портал Sibdom.ru 

19.11.2017

 

Впервые 1 октября 2017 года дети из Лаборатории альтернативной энергетики ГЦПТ продемонстрировали в действии катушку «Тесла», которую они создали своими руками под руководством опытных кураторов кандидата биологических наук Асиньярова Геннадия и специалистов-инженеров Дубовиченко Андрея и Гусарова Ильи.

 

Участники Лаборатории для детей и приглашенных экспертов проделали яркие театрализованные эксперименты с электричеством без розеток и батареек, показали удивительные спецэффекты, а потом рассказали как это у них получилось с научной точки зрения.

18.11.2017

09 ноября 2017г учащиеся школы №66 под руководством специалистов Лаборатории игровой механики Городского центра проектного творчества разработали свои сценарии жизнедеятельности человека, которые позволяют минимизировать долю отходов до оптимальных для городской среды значений. Каждый сценарий прошел проверку на экономическую целесообразность и отвечает потребностям современного человека, по крайней мере, так, как их представляют себе подростки. 

10.07.2017

С развитием интернета мир превратился в единую сеть, в которой любой абонент может связаться с кем угодно.

Изначально, высшей целью общества было достижение бессмертия человека. Люди были готовы на все