Проекты

У нашего города особая история отношений с мечтой. Наверное, никто и представить себе не мог в конце 19 века, как вырастет этот скромный посёлок. Возможно, именно в способности его жителей мечтать и скрыта основная причина бурного роста города в 20 веке. Почему-то кажется, что сейчас нам, новосибирцам, в нашей прагматичной жизни не хватает мечты. Поэтому мы, Городской центр проектного творчества совместно с молодёжным активом ТОС придумали новый необычный, нигде в мире не существующий праздник - День Мечты. Нам удалось создать совершенно новое событие, соединяющее мечты людей в общий карнавал красок, чувств, эмоций, создать пример той атмосферы, которая поможет жить в городе, творить, чувствовать и действовать целостно.

Превращение Новосибирска в город Авторов может осуществляться различными механизмами. Один из возможных способов – формирование активной, действенной позиции человека по отношению к городу, то есть помещение его в ситуацию авторства. Авторство – это определенная картина мира. Каждый автор – носитель своей картины мира (в соответствии с возрастом, характером, жизненным опытом). Яркий пример различия картин мира: геометрии Лобачевского, Римана, Евклида. В городе Авторов происходит снятие анонимности, персонификация (каждый объект в городе имеет своего автора, а каждый житель имеет свое место).

Психологи, социологи и другие специалисты  склонны утверждать, что тотальная увлеченность детьми компьютерными играми обусловлена несколькими причинами: неуверенностью в себе, желанием уйти от реальности, отсутствием адекватной возможности самовыражения, азартом. Компьтерные игры заменяют общение, а любая другая игра в реальности провоцирует и создает это самое человеческое общение. Создаваемый Детско-взрослый Центр Игры – это такое место в городе, где игра становится средством построения общения и основным способом познания мира.

Ежегодный городской отборочный конкурс-игра в составе программы «Ранняя подготовка инновационных кадров» призван стать коммуникационной тестирующей творческой программой, формой взаимодействия учащихся, учителей, управленцев, ученых и специалистов-новаторов Новосибирска. Конкурс направлен на создание творческой игровой атмосферы и разновозрастного творческого сообщества.

С помощью конкурса важно задать преемственность между разными поколениями носителей инновационных идей.

Все мы знаем что такое "квест", формат это не новый и всем хорошо известный. Однако, обычно это всего лишь развлечение. А что если бы квест не только развлекал, но и учил или помогал взглянуть на привычные вещи с другого ракурса? Так у выпускников программы «Ранняя подготовка инновационных кадров» родился первый собственный проект городского масштаба – квест-путешествие по центру города «INNOVOСИБИРСК».

В современном мире все чаще и чаще нам что-то запрещают, на каждом углу висят таблички: "по газонам не ходить", "руками не трогать" и т.д. И пусть все они имеют причину и функцию, но так хочется, чтобы было "можно". Именно такую территорию, "где можно" творить, пробовать, учиться, общаться и попытались создать участники фестиваля. 

"Территоризавр" - это специально созданная игровая процедура, направленная на то, чтобы участники игры освоили способы командного создания идей и концепций развития дворовых территорий города. Ведь так важно уметь понимать заказы разных категорий людей (а они далеко не всегда проявлены напрямую), уметь креативно мыслить и включать жителей в заботу о территории.

В детстве наши отношения с городом были более творческими и открытыми. В детстве все было просто! В детстве мы все, как правило, носились с утра и до вечера, играли в нами же придуманные игры, и чувствовали себя в городе свободно независимо от погоды. А сейчас мы все повзсрослели и зимой мы выходим на улицу только по необходимости. Мы сами себя запираем в помещениях, в рамках своих стереотипов о взрослости, в рамках опасений, скуки и некоторой инерции жизни. Пространство зимней улицы или парка уже не несет для нас так много прекрасных возможностей, становится сквозной зоной. И мы всерьез задумались - а что, если мы представим,  что сейчас,   как и раньше - ЗИМОЙ МОЖНО? Можно, а не нельзя:  гулять, радоваться, затевать творческие игры, общаться с другими горожанами, можно  увидеть заснеженные скверы и парки города как пространства интересных возможностей?

Часто наука, удивительная и вдохновенная сфера человеческой деятельности, поворачивается к школьникам своей холодной, отчужденной стороной: монографиями, готовыми научными знаниями, распределенными по школьным предметам, предстает перед взорами детей в виде чего-то теоретичного, сухого, далекого и трудного. Но наука, живая, воплощенная - вокруг нас! Мир пронизан, опутан и окутан и ею и возможностями ее изучения. Вопрос только в том, с какой стороны мы на окружающий нас мир посмотрим: как физики, экологи, инженеры или архитекторы, а может быть, как психологи или социологи? В "Научбурге" можно было увидеть, как создается наука изнутри, погрузиться в атмосферу оживленного научного города с его лабораториями, разработками, экспериментами, постановками гипотез, напряженными научными дискуссиями и обсуждениями.

 

05.04.2018

3 апреля в школе № 66 в рамках форсайт-марафона к 125-летию города Новосибирска прошла первая форсайт-сессия для учащихся восьмых классов. Ребятам была предложена задача: придумать, как будет устроен город , если в этом городе будут жить только дети.

 

Дети с большим энтузиазмом решали задачку. Впервые им представилась возможность  самим определять, как передвигаться по городу, какие места посещать, где гулять, где жить и как развлекаться. На сей раз, строгий и заботливый, взрослый отдыхает, его просто не пустили на время в мир, который принадлежит ребенку.

 

А теперь, господа взрослые, а также их родители, хотели бы вы послушать, как на самом деле хотят жить наши дети, и какой образ будущего они рисуют в своем воображении? Если да, то тогда пристегнитесь!

29.03.2018

Дорогие друзья, совсем скоро в Городском центре стартует марафон форсайтов, приуроченный к празднованию 125-летия со дня основания города  Новосибирска. Мы не могли оставаться в стороне от юбилейного дня города и, размышляя над вопросом «а что же подарить нашему любимому городу», мы пришли к единодушному мнению: мы подарим Новосибирску Будущее! Будущее глазами подростка, многоликое, оригинальное, живое и вдохновляющее! Как мы это сделаем?


Рецепт создания будущего прост, записывайте!

Мы берем старшеклассников, это такие дети, которые вовсе и не дети, а с виду взрослые, но ведут себя как-то странно, им обычно по 13-17 лет.

Затем погружаем их в «специально приготовленную» среду онтологического моделирования. Даем старшеклассникам «задачку открытого типа», которая заведомо не имеет однозначного и правильного решения. Осторожно: на этой стадии идет разрыв шаблонов, глубокое «разоформление», возможно у кого-то «сорвет башню».

23.03.2018

  Форсайт – это такая технология, которая позволяет заглянуть в будущее, посмотреть, а что же будет через 30-50 лет. Вопреки нашим представлениям о времени, будущее не одно, не такое как прошлое, строго определенное и неотвратимое; их – будущего – много. Оно как несколько дорог, выбирай, какая больше понравится! Форсайт, как раз и занимается выявлением этих дорог, он рисует нам возможные образы будущего, исходя из знания о настоящем. Чтобы с наибольшей точностью определить векторы развития, надо иметь четкое и полное представление о нашем настоящем: о вызовах и угрозах, тенденциях и проблемах, неизбежностях и потенциалах современности. Для этих целей разработали множество сложных и  не очень сложных процедур, которые все вместе называются форсайт-технологией, и проводятся они в несколько этапов, которые называются сессиями.

Как  правило, форсайт-сессии – это исключительно взрослое мероприятие для умных и очень умных взрослых, для экспертов  самых разных направлений. Является ли школьник экспертом? Очевидно, нет! Что он может сказать, тем более про будущее?! Он еще маленький, он еще учится. Справедливы возражения: технология сложная, знаний о реальности нет, потому что нет реального опыта взаимодействия с миром. Школьник ни за что не отвечает. Как он может проектировать будущее? Его представления иллюзорны, и все что он спроектирует, будет такой же иллюзией.