Город Авторов

Постановка проблемы

Городской житель в массе своей лишь потребляет те ресурсы, которые дает ему мегаполис (например, Новосибирск), ничего не давая взамен. Это во многом возникает из-за того, что многие люди не намерены жить в Новосибирске долго: и жилье, и взаимоотношения с людьми – всё носит характер временности. И тем более они  не доходят до погружения в исторические, культурные реалии города, так как увлечены получением выгоды здесь и сейчас.

Основная проблема состоит в отсутствии симметричного взаимодействия между городом и жителем.

 

Цель проекта - установка на созидательную парадигму, где принципиально симметричное взаимодействие между городом и человеком, где отношение жителя к городу ответственное, активное, деятельностное.

Смена парадигмы с потребительской (город как ресурс, не требующий вложений) на созидательную (я – возможность для города, а город – возможность для меня) может осуществиться за счет актуализации авторской позиции горожан.

 

Задача проекта - формирование у человека целостного образа города. «Образ города» - это отражение города в сознании человека, которое складывается из культурных контекстов, физического пространства, информационного и смыслового полей, социальных отношений и языкового образа. Образ города – это внутреннее состояние человека, а не его внешний облик (архитектурные формы, зеленые насаждения и так далее). При формировании образа города принципиально важно самоощущение горожанина, его самоидентификация.

 

Содержание проекта

Существует три уровня взаимодействия между городом и человеком.

  1. Первый уровень - бытовой, когда происходит односторонняя связь: человек потребляет ресурсы и возможности города, ничего не давая взамен.
  2. На втором, более осознанном уровне взаимодействия у горожанина появляется осознание того, что он может не только потреблять, но и отдавать городу.
  3. И, наконец, третий уровень взаимодействия между городом и человеком - действенный, который предполагает симметричную взаимосвязь. Город здесь рассматривается как субъект: он так же, как человек, обладает своими потребностями, стилем, энергетикой, динамикой развития, у него есть своя история, будущее и т.д. На этом этапе между городом и человеком рождаются новые, субъект - субъектные отношения.

У каждого человека есть персональное восприятие города, обусловленное жизненным опытом, возрастом, потребностями человека  и не представляет собой целостной картины города.

Проект предполагает появление в городе новой позиции   «посредника», который создает ситуацию «встречи» человека и города. Такая «встреча» дает человеку возможность перехода с одного уровня взаимодействия с городом на другой.

Появление опыта действия у человека по отношению к городу изменяет окружающее его пространство. Само измененное пространство начинает  влиять на восприятие других людей.

 

Превращение Новосибирска в город Авторов может осуществляться различными механизмами. Один из возможных способов – формирование активной, действенной позиции человека по отношению к городу, то есть помещение его в ситуацию авторства. Авторство – это определенная картина мира. Каждый автор – носитель своей картины мира (в соответствии с возрастом, характером, жизненным опытом). Яркий пример различия картин мира: геометрии Лобачевского, Римана, Евклида. В городе Авторов происходит снятие анонимности, персонификация (каждый объект в городе имеет своего автора, а каждый житель имеет свое место).

Существующие движения жителей на благо горожан (территориальное общественное самоуправление, молодежное движение «сделай сам» и проч.) имеют основной целью облагораживание внешнего облика города (а значит, дальнейшее успешное его «потребление»), либо развитие собственных умений и навыков, при этом не ставя задачи влияния на самоощущение, самосознание горожан.

Проект предлагает иное средство  - интерактивный туризм. Эта новая форма туризма предполагает активное взаимодействие человека с городским пространством в процессе включения в культурный, исторический и ценностный контексты города. Именно так могут сформироваться субъектные отношения города и человека. Одной из форм интерактивного туризма являются малые авторские формы (создание законченных материальных объектов, являющихся творческими произведениями своих авторов).

 

Предполагаемые эффекты реализации проекта

Для человека:

¢      Изменение самоощущения человека в пространстве города;

¢     Формирование субъектного отношения к городу;

¢     Исключение безличного отношения к городу;

¢     Формирование целостного  восприятия культурного и исторического контекста города;

¢     Появления опыта действия по отношению к городу;

¢     Расширение культурной идентичности с городом.

Для города:

¢     Приобретение собственного лица и авторского стиля;

¢     Повышение инвестиционной привлекательности;

¢     Рост сознательности граждан по отношению к городскому пространству;

¢     Изменение физического пространства города путем его качественного преображения.

 

 

 

 

23.07.2018

Ответ: “В Городском центре проектного творчества”.

Дело в то, что летом программа “Ранняя подготовка инновационных кадров” переходит в свой профориентационный модуль. Альтернативная занятость подростков - часть программы РПИК. - поясняет Юлия Гридина, куратор программы, - Она дает ребятам возможность попробовать разные виды деятельности: от работы вожатым на летних детских площадках до организатора события городского масштаба”. 
В это раз юбилей Новосибирска послужил поводом для проведения масштабного для Городского центра форсайт-марафона с участием старшеклассников и студентов из 12 учебных заведений города. На протяжении трех нелегких форсайт-сессий школьники моделировали образы будущего нашего города, студенты же, художники-иллюстраторы и скульпторы, визуализировали эти образы в самых разных техниках. Выставка получившихся работы украсила парк у театра “Глобус”  в День города 24 июня 2018 г. 
И знаете, что я вам скажу: сделать выставку картин не простое дело, как может показаться с первого взгляда. Это совсем не про то, как вбивать покрепче гвозди в стену и развешивать на них картинки. Нужно учитывать особенности открытого пространства, контрастность работы по отношению к фону, на котором она расположена, продумывать логику движения посетителей выставки и многое другое, о чем вы даже не догадывались, а оно есть! Наши практиканты узнали о многих нюансах экспозиционного дела и об обязанностях экспозиционера от архитектора Вугар Кулеева. 
“Это была настоящая трудовая практика, - делится своими впечатлениями куратор проекта Юлия Гридина, - ребята красили, клеили и монтировать стенды, дорисовывали плакаты, советовались с экспозиционером: в каких комбинациях удачнее расположить работы”.
Организовать выставку -  только полдела. Чтобы посетитель выставки не заскучал и не прошел мимо, так и не осознав всей масштабности наших мыслей, ребятам было предложено создать на выставке “интерактивчик”. И вот так был придуман квест “Новосибирск: из прошлого в будущее”. Ребята самостоятельно продумали логику квеста, задания на станциях и изготовили весь необходимый материал. За 4 часа работы  на площадке в квесте приняли участие более 100 горожан! Это был реальный опыт, и он оказался успешным…
Снова слово Юлии Гридиной: “Подобная деятельность позволяет взглянуть на праздник изнутри: на самом деле это долгие дни подготовки, десятки предложенных и отвергнутых вариантов, огромный вклад невидимых с первого взгляда людей”.
Другим направление проекта “Альтернативная занятость подростков” стало сотрудничество с Новосибирским штабом трудовых отрядов.  Творчески настроенные бойцы активно включались в деятельность Школы блогеров и Школы дизайнеров. Они выступали в роли помощников организатора: сопровождали подопечных на прогулке, играли с детьми, помогали накрывать на стол… И главное - дарили хорошее настроение и творческий заряд! Ведь без того и другого деятельность участников Школ не привела бы к нужным результатам! 
Ребята, если хотите стать участником проекта “Альтернативная занятость подростка”, пишите сообщение в нашу группу вОтвет: “В Городском центре проектного творчества”.

Дело в то, что летом программа “Ранняя подготовка инновационных кадров” переходит в свой профориентационный модуль. Альтернативная занятость подростков - часть программы РПИК. - поясняет Юлия  Гридина, куратор программы, - Она дает ребятам возможность попробовать разные виды деятельности: от работы вожатым на летних детских площадках до организатора события городского масштаба”. 

В это раз юбилей Новосибирска послужил поводом для проведения масштабного для Городского центра форсайт-марафона с участием старшеклассников и студентов из 12 учебных заведений города. На протяжении трех нелегких форсайт-сессий школьники моделировали образы будущего нашего города, студенты же, художники-иллюстраторы и скульпторы, визуализировали эти образы в самых разных техниках. Выставка получившихся работы украсила парк у театра “Глобус” в День города 24 июня 2018 г. 

04.07.2018

К такому поразительному выводу пришли подростки-участники проекта «Временная занятость подростков» Городского центра, которые организовывали и проводили мероприятие в День города на площадке Комитета по делам молодежи возле театра "Глобус" 24 июня 2018 года. 

Прежде, чем подробнее говорить об этом, напомним о формате нашего мероприятия и его главных действующих лицах. Поехали!

В тот день, когда горожане и гости города от души и по-разному праздновали 125-летие Новосибирска, Городской центр проектного творчества представлял плакаты молодых художников-иллюстраторов. Эти работы были созданы по мотивам проектов старшеклассников новосибирских школ в рамках форсайт-сессий "Образы будущего Новосибирска".

Наши молодежные форсайт-сессии проходили в апреле этого года в нескольких школах города. Ребята спроектировали возможные пути развития Новосибирска с учетом своих собственных предпочтений и тенденций настоящего времени.  Кроме того, на выставке были представлены эскизы и проекты именитого новосибирского архитектора Владимира Авксентюка.

11.05.2018

 

«Наука не сообщается. Наука — делается» — инновационный образовательный проект с таким названием стартует в Новосибирске в рамках городских дней науки. Два открытых урока для педагогов новосибирских школ пройдут 15 мая в музее понятной науки «Вот это да!» (ул. Дуси Ковальчук, 1/1, ТРЦ «Малинка»).

Инициаторы проекта — музей «Вот это да!» и Городской центр проектного творчества. Его цель — создать альтернативную образовательную среду для школьников разных возрастов, дать возможность детям самостоятельно заниматься наукой, открывать для себя на практике различные явления естествознания: физики, химии, биологии, астрономии и других наук, одним словом, —  быть ученым по-настоящему.

Научный руководитель Городского центра, кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии и биохимии КрасГУ, автор и методолог проекта Геннадий Асиньяров считает, что встреча учеников с наукой не случится, если прежде этой встречи не случится у их педагога. По мнению Геннадия Асиньярова, наука начинается с вопросов, суть ее в поиске ответов на эти вопросы, в построении гипотез и, в конечном счете, в озарениях и открытиях.