Город Авторов

Постановка проблемы

Городской житель в массе своей лишь потребляет те ресурсы, которые дает ему мегаполис (например, Новосибирск), ничего не давая взамен. Это во многом возникает из-за того, что многие люди не намерены жить в Новосибирске долго: и жилье, и взаимоотношения с людьми – всё носит характер временности. И тем более они  не доходят до погружения в исторические, культурные реалии города, так как увлечены получением выгоды здесь и сейчас.

Основная проблема состоит в отсутствии симметричного взаимодействия между городом и жителем.

 

Цель проекта - установка на созидательную парадигму, где принципиально симметричное взаимодействие между городом и человеком, где отношение жителя к городу ответственное, активное, деятельностное.

Смена парадигмы с потребительской (город как ресурс, не требующий вложений) на созидательную (я – возможность для города, а город – возможность для меня) может осуществиться за счет актуализации авторской позиции горожан.

 

Задача проекта - формирование у человека целостного образа города. «Образ города» - это отражение города в сознании человека, которое складывается из культурных контекстов, физического пространства, информационного и смыслового полей, социальных отношений и языкового образа. Образ города – это внутреннее состояние человека, а не его внешний облик (архитектурные формы, зеленые насаждения и так далее). При формировании образа города принципиально важно самоощущение горожанина, его самоидентификация.

 

Содержание проекта

Существует три уровня взаимодействия между городом и человеком.

  1. Первый уровень - бытовой, когда происходит односторонняя связь: человек потребляет ресурсы и возможности города, ничего не давая взамен.
  2. На втором, более осознанном уровне взаимодействия у горожанина появляется осознание того, что он может не только потреблять, но и отдавать городу.
  3. И, наконец, третий уровень взаимодействия между городом и человеком - действенный, который предполагает симметричную взаимосвязь. Город здесь рассматривается как субъект: он так же, как человек, обладает своими потребностями, стилем, энергетикой, динамикой развития, у него есть своя история, будущее и т.д. На этом этапе между городом и человеком рождаются новые, субъект - субъектные отношения.

У каждого человека есть персональное восприятие города, обусловленное жизненным опытом, возрастом, потребностями человека  и не представляет собой целостной картины города.

Проект предполагает появление в городе новой позиции   «посредника», который создает ситуацию «встречи» человека и города. Такая «встреча» дает человеку возможность перехода с одного уровня взаимодействия с городом на другой.

Появление опыта действия у человека по отношению к городу изменяет окружающее его пространство. Само измененное пространство начинает  влиять на восприятие других людей.

 

Превращение Новосибирска в город Авторов может осуществляться различными механизмами. Один из возможных способов – формирование активной, действенной позиции человека по отношению к городу, то есть помещение его в ситуацию авторства. Авторство – это определенная картина мира. Каждый автор – носитель своей картины мира (в соответствии с возрастом, характером, жизненным опытом). Яркий пример различия картин мира: геометрии Лобачевского, Римана, Евклида. В городе Авторов происходит снятие анонимности, персонификация (каждый объект в городе имеет своего автора, а каждый житель имеет свое место).

Существующие движения жителей на благо горожан (территориальное общественное самоуправление, молодежное движение «сделай сам» и проч.) имеют основной целью облагораживание внешнего облика города (а значит, дальнейшее успешное его «потребление»), либо развитие собственных умений и навыков, при этом не ставя задачи влияния на самоощущение, самосознание горожан.

Проект предлагает иное средство  - интерактивный туризм. Эта новая форма туризма предполагает активное взаимодействие человека с городским пространством в процессе включения в культурный, исторический и ценностный контексты города. Именно так могут сформироваться субъектные отношения города и человека. Одной из форм интерактивного туризма являются малые авторские формы (создание законченных материальных объектов, являющихся творческими произведениями своих авторов).

 

Предполагаемые эффекты реализации проекта

Для человека:

¢      Изменение самоощущения человека в пространстве города;

¢     Формирование субъектного отношения к городу;

¢     Исключение безличного отношения к городу;

¢     Формирование целостного  восприятия культурного и исторического контекста города;

¢     Появления опыта действия по отношению к городу;

¢     Расширение культурной идентичности с городом.

Для города:

¢     Приобретение собственного лица и авторского стиля;

¢     Повышение инвестиционной привлекательности;

¢     Рост сознательности граждан по отношению к городскому пространству;

¢     Изменение физического пространства города путем его качественного преображения.

 

 

 

 

27.04.2018

 

В Москве 19 апреля 2018 МАУ «Городской центра проектного творчества» по приглашению АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» принял участие в V Московском международном салоне образования.

На сегодняшний день  Московский международный салон образования (ММСО) — самая масштабная в России выставка  образовательных технологий, инфраструктурных и интеллектуальных решений. В этом году в рамках салона прошло около тысячи различных мероприятий. Главной темой салона-2018 стало создание «Новой экосистемы образования».

 В работе салона приняли  участие представители российских и международных образовательных и научных организаций, в том числе ЮНЕСКО, сотрудники федеральных и региональных министерств и ведомств, предприниматели, а также компании, производящие учебное оборудование и программное обеспечение.

На дискуссионной площадке «Комплексная модель неформального образования» обсуждались вопросы перспектив и потенциала российских и зарубежных практик  внешкольного образования.

24.04.2018

 

18 апреля в ГПНТБ СОРАН состоялся последний этап форсайт-марафона «Образы будущего Новосибирска».

Учащиеся школ города Новосибирска представили свои доработанные и детализированные проекты на тему будущего Новосибирска. В этот раз, как и прежде, подростки рассматривали пространство и жизнеустройство города через призму собственных интересов и своих представлений о комфорте, удобстве и порядке в городе. И что же получилось на этот раз?

В представлении школьников наш город в будущем станет еще более динамичным, темп жизни города ускорят индивидуальные типы транспорта, которые будут работать на более высоких скоростях и доставлять своих пассажиров в считанные минуты.

В быстром темпе города, процесс приготовления еды будет полностью отдан в руки специальных аккредитованных фирм, которые будут особым способом, пока не скажем каким, доставлять наборы готовых блюд на дом, в университет, на работу или куда предпочитаешь!

Горожане в будущем все поголовно должны будут иметь чип для большей безопасности, как это отразиться на других сферах жизни и самосознании человека пока не ясно. Жители города обнаружат вкус личного общения, оно будет цениться выше чем, общение через интернет, которое, к слову сказать, обретет свойство трёхмерной картинки: видеосвязь позволит наблюдать пространства, из которых общаются собеседники.

05.04.2018

3 апреля в школе № 66 в рамках форсайт-марафона к 125-летию города Новосибирска прошла первая форсайт-сессия для учащихся восьмых классов. Ребятам была предложена задача: придумать, как будет устроен город , если в этом городе будут жить только дети.

 

Дети с большим энтузиазмом решали задачку. Впервые им представилась возможность  самим определять, как передвигаться по городу, какие места посещать, где гулять, где жить и как развлекаться. На сей раз, строгий и заботливый, взрослый отдыхает, его просто не пустили на время в мир, который принадлежит ребенку.

 

А теперь, господа взрослые, а также их родители, хотели бы вы послушать, как на самом деле хотят жить наши дети, и какой образ будущего они рисуют в своем воображении? Если да, то тогда пристегнитесь!