"Социальное проектирование" СибГути

Городской центр проектного творчества – организация, которая создает и реализует программы, работает с мышлением и всегда ищет новые идеи. А еще, это организация, которая помогает молодым людям попробовать себя в работе над реальными проектами. 

В рамках курса «Социальное проектирование», который завершился в СибГути, группы студентов работали над проектами для конкретных заказчиков. Это было сложно: споры и непонимания при согласовании проекта – нормальное явление. И на самом деле это здорово, если тема зажигает настолько, что ты готов спорить и доказывать свое мнение. Но здесь важно найти баланс, ведь работа в команде, да еще и над реальным заказом – это не только свое честное мнение, но и компромиссы.

 

 Фабрика игрушек

Любой ребенок, а иногда и некоторые взрослые, обожают игрушки. Но немного поиграв, большинство из них отправляются на дальнюю полку, в диван или какую-нибудь коробку. В чем же дело?

Проведя социологическое исследование среди друзей, знакомых, родственников и малознакомых людей, группа пришла к выводу, что дело совсем не в игрушках (т.е. не в том, что они изображают, какие материалы или цвета используются), а в сценариях игры. Т.е., чтобы игрушка была интересна максимально долго, мне нужно иметь множество вариантов использования этого предмета/персонажа. Это абсолютно другой подход, основанный не на внешнем виде игрушек, а на деятельности, которая с ними связана.

Именно поэтому группа решила создавать линейки игрушек, которые можно комбинировать, каждый раз получая новые истории. Например, можно создавать игрушки со сменными атрибутами, каждый из которых меняет роль или характер персонажа (т.е. каждый раз герой будет вести себя по-новому, так, как того требует атрибут).  Эксперты посоветовали ребятам собрать открытую презентацию или круглый стол для детального обсуждения проекта, чтобы он не остался только на бумаге, ведь инверсторы действительно могут найтись.

 

Профориентационная площадка

В детстве мы свободно мечтаем о том, кем хотим стать – продавцами мороженого, летчиками, артистами, пожарными. А вот когда приходит время делать реальный выбор – все выглядит гораздо сложнее. Мы видим нескончаемый список специальностей, практически не представляя, что значит каждая из них.

Поэтому одна из групп решила создать площадку, где в простой форме школьники смогут приоткрыть для себя мир загадочных профессий технолога, конструктора и дизайнера. Уникальность профориентационной площадки заключается в том, что процесс максимально приближен к реальному производству. Именно поэтому одним из лучших вариантов является создание такой площадки на базе фабрики игрушек.  Предполагается, что производственный процесс обеспечивается самими школьниками (несмотря на то, что за каждой профессией закреплен куратор, который по необходимости инструктирует и подсказывает). Ребята считают, что такая схема не только обеспечит понимание профессий, но и разовьет трудовую дисциплину, ответственность и научит школьников выстраивать продуктивные отношения как с коллегами, так и с работодателями.

 

Больше зелени

Основная идея группы – увеличение количества зелени и изменение отношения людей к деревьям. Ребята говорят о том, что с изменением уклада жизни, изменилось и отношение людей к природе. Несмотря на то, что это нормально, абсолютно не обращать внимания на природу вокруг нас, по меньшей мере, безрассудно.

Реализовывать идею группа предлагает через общение и предоставление информации о разных видах деревьев, их пользе и особенностях, а также требованиях к почве, времени посадки и т.д. Практической частью станет создание традиций посадки деревьев различными категориями людей (например, выпускниками школ или университетов). Так могут создаваться целые аллеи и парки, которые будут поддерживаться годами: если ты причастен к созданию какого-либо места, ты будешь не только бережнее относиться к нему, но и проявлять инициативу для его сохранения.

 

Раздельный сбор мусора

Последнее время все чаще говорят о необходимости раздельного сбора мусора, правда пока непонятно как сделать процесс максимально легким и продуктивным для перерабатывающих заводов, транспортировки и обычных жителей.

Группа предложила работать в первую очередь с новыми микрорайонами. Застройщики этих территорий зачастую стремятся создавать сообщества, через которые идея раздельного сбора мусора может прижиться быстрее и легче, а затем распространиться и на другие территории. Они также готовы вкладываться в комфортную инфраструктуру, что может сильно помочь с расходами.

Вторым направлением работы ребята выбрали расширение осведомленности населения о правилах сбора и процессе переработки, ведь если ты разбираешься в том как и зачем, ты скорее станешь это делать.

 

Также был представлен проект для Новосибирского центра океанографии, но его мы пока оставим в секрете, т.к. возможно скоро реализуем и вы сами сможете прийти посмотреть.

05.04.2018

3 апреля в школе № 66 в рамках форсайт-марафона к 125-летию города Новосибирска прошла первая форсайт-сессия для учащихся восьмых классов. Ребятам была предложена задача: придумать, как будет устроен город , если в этом городе будут жить только дети.

 

Дети с большим энтузиазмом решали задачку. Впервые им представилась возможность  самим определять, как передвигаться по городу, какие места посещать, где гулять, где жить и как развлекаться. На сей раз, строгий и заботливый, взрослый отдыхает, его просто не пустили на время в мир, который принадлежит ребенку.

 

А теперь, господа взрослые, а также их родители, хотели бы вы послушать, как на самом деле хотят жить наши дети, и какой образ будущего они рисуют в своем воображении? Если да, то тогда пристегнитесь!

29.03.2018

Дорогие друзья, совсем скоро в Городском центре стартует марафон форсайтов, приуроченный к празднованию 125-летия со дня основания города  Новосибирска. Мы не могли оставаться в стороне от юбилейного дня города и, размышляя над вопросом «а что же подарить нашему любимому городу», мы пришли к единодушному мнению: мы подарим Новосибирску Будущее! Будущее глазами подростка, многоликое, оригинальное, живое и вдохновляющее! Как мы это сделаем?


Рецепт создания будущего прост, записывайте!

Мы берем старшеклассников, это такие дети, которые вовсе и не дети, а с виду взрослые, но ведут себя как-то странно, им обычно по 13-17 лет.

Затем погружаем их в «специально приготовленную» среду онтологического моделирования. Даем старшеклассникам «задачку открытого типа», которая заведомо не имеет однозначного и правильного решения. Осторожно: на этой стадии идет разрыв шаблонов, глубокое «разоформление», возможно у кого-то «сорвет башню».

23.03.2018

  Форсайт – это такая технология, которая позволяет заглянуть в будущее, посмотреть, а что же будет через 30-50 лет. Вопреки нашим представлениям о времени, будущее не одно, не такое как прошлое, строго определенное и неотвратимое; их – будущего – много. Оно как несколько дорог, выбирай, какая больше понравится! Форсайт, как раз и занимается выявлением этих дорог, он рисует нам возможные образы будущего, исходя из знания о настоящем. Чтобы с наибольшей точностью определить векторы развития, надо иметь четкое и полное представление о нашем настоящем: о вызовах и угрозах, тенденциях и проблемах, неизбежностях и потенциалах современности. Для этих целей разработали множество сложных и  не очень сложных процедур, которые все вместе называются форсайт-технологией, и проводятся они в несколько этапов, которые называются сессиями.

Как  правило, форсайт-сессии – это исключительно взрослое мероприятие для умных и очень умных взрослых, для экспертов  самых разных направлений. Является ли школьник экспертом? Очевидно, нет! Что он может сказать, тем более про будущее?! Он еще маленький, он еще учится. Справедливы возражения: технология сложная, знаний о реальности нет, потому что нет реального опыта взаимодействия с миром. Школьник ни за что не отвечает. Как он может проектировать будущее? Его представления иллюзорны, и все что он спроектирует, будет такой же иллюзией.