Экология - как социальная инженерия


"Хочу поделиться своим пониманием экологии, которое сложилось благодаря последней НооГеновской сессии со школьниками Новосибирска. Решали задачу: "Построить Новосибирск, закрытый куполом в связи с внешней угрозой". По ходу сессии, требование закрытости системы "Новосибирск под куполом" становилось все более жестким.

 
В результате я понял следующее: Мышление ученых экологов сосредоточено вокруг охраны природы как самодостаточной системы. Это представление обусловлено, скорее всего, тем, что биосфера существовала за долго до появления людей и имеет свои собственные законы существования и развития. Человек и человечество в целом в таком раскладе выступает как внешний, раздражающий биосферу фактор или как вид, который должен вписаться в структуру биосферы, не нарушая ее. В результате получается, что экологические проблемы только растут, а биосфера и человечество все более расходятся в законах своего развития.


Мое понимание экологии как одного из типов социальной инженерии - снимает эти противоречия. Экология претендует на тип социальной инженерии наряду с таким, уже ставшим типом социальной инженерии как рыночная экономика. Причем, рыночная экономика максимально стимулирует потребление, а экология, наоборот, требует минимизации потребления. Инструментально же, рыночная экономика гораздо более развита и имеет механизм своего развития, основанный на частной собственности и прибыли, а экология, в основном, взывает к совести и формирует страхи перед будущим. 


Развитие экологии возможно только в том случае, если у нее появятся свои механизмы и инструменты, отличные от общественных движений, основанных на сознательности и прочей революционности.


Гораздо лучше, например, если экология окажется в тренде развития экономики. Когда заниматься экологией, вести себя экологически будет чрезвычайно экономически выгодно. Все, кто ведет себя не экологично, скорее всего разорится. Более того, вести себя экологично станет выгодно в быту, в повседневной жизни, в каждой семье.


Другой вариант - формирование экологической моды. 


Третий - формирование экологически сообразной мифологии и экологических привычек, начиная с раннего детства.


Все это станет возможным, если ученые экологи откажутся от монополии на правильное понимание экологии и, тем самым позволят изобретать и пробовать различные экологемы широкой общественности. Ибо всякое великое рождается из творчества масс".

 

Г.З. Асиньяров
27.03.2017

24.04.2018

 

18 апреля в ГПНТБ СОРАН состоялся последний этап форсайт-марафона «Образы будущего Новосибирска».

Учащиеся школ города Новосибирска представили свои доработанные и детализированные проекты на тему будущего Новосибирска. В этот раз, как и прежде, подростки рассматривали пространство и жизнеустройство города через призму собственных интересов и своих представлений о комфорте, удобстве и порядке в городе. И что же получилось на этот раз?

В представлении школьников наш город в будущем станет еще более динамичным, темп жизни города ускорят индивидуальные типы транспорта, которые будут работать на более высоких скоростях и доставлять своих пассажиров в считанные минуты.

В быстром темпе города, процесс приготовления еды будет полностью отдан в руки специальных аккредитованных фирм, которые будут особым способом, пока не скажем каким, доставлять наборы готовых блюд на дом, в университет, на работу или куда предпочитаешь!

Горожане в будущем все поголовно должны будут иметь чип для большей безопасности, как это отразиться на других сферах жизни и самосознании человека пока не ясно. Жители города обнаружат вкус личного общения, оно будет цениться выше чем, общение через интернет, которое, к слову сказать, обретет свойство трёхмерной картинки: видеосвязь позволит наблюдать пространства, из которых общаются собеседники.

05.04.2018

3 апреля в школе № 66 в рамках форсайт-марафона к 125-летию города Новосибирска прошла первая форсайт-сессия для учащихся восьмых классов. Ребятам была предложена задача: придумать, как будет устроен город , если в этом городе будут жить только дети.

 

Дети с большим энтузиазмом решали задачку. Впервые им представилась возможность  самим определять, как передвигаться по городу, какие места посещать, где гулять, где жить и как развлекаться. На сей раз, строгий и заботливый, взрослый отдыхает, его просто не пустили на время в мир, который принадлежит ребенку.

 

А теперь, господа взрослые, а также их родители, хотели бы вы послушать, как на самом деле хотят жить наши дети, и какой образ будущего они рисуют в своем воображении? Если да, то тогда пристегнитесь!

29.03.2018

Дорогие друзья, совсем скоро в Городском центре стартует марафон форсайтов, приуроченный к празднованию 125-летия со дня основания города  Новосибирска. Мы не могли оставаться в стороне от юбилейного дня города и, размышляя над вопросом «а что же подарить нашему любимому городу», мы пришли к единодушному мнению: мы подарим Новосибирску Будущее! Будущее глазами подростка, многоликое, оригинальное, живое и вдохновляющее! Как мы это сделаем?


Рецепт создания будущего прост, записывайте!

Мы берем старшеклассников, это такие дети, которые вовсе и не дети, а с виду взрослые, но ведут себя как-то странно, им обычно по 13-17 лет.

Затем погружаем их в «специально приготовленную» среду онтологического моделирования. Даем старшеклассникам «задачку открытого типа», которая заведомо не имеет однозначного и правильного решения. Осторожно: на этой стадии идет разрыв шаблонов, глубокое «разоформление», возможно у кого-то «сорвет башню».