Зачем ошибаться в лекциях?
Как читать лекции школьникам и студентам, чтобы внимание сохранялось, а слушатели не просто отсиживали время, но действительно разбирались в материале? Последнее время, все чаще при описании тех или иных форматов, используется слово «интерактивный» (т.е. предполагающий активное взаимодействие). Такая возможность действительно дается: на выставках можно потрогать пару экспонатов, а на лекциях задавать вопросы.
Если с выставками такой формат работает хорошо, то на лекциях обычно все только слушают лектора, вопросы задают редко, а концентрация теряется минут через 15, даже если интересно. Возможно, на лекциях необходимо задавать дополнительные условия, которые будут вовлекать участников не просто в пассивное слушание: например, попросить их найти ошибки. О новом формате интерактивных лекций «Сыр» мы поговорили с лекторами и организаторами.
Маргарита Романенко, к.б.н., научный сотрудник лаборатории бионанотехнологий НГУ, младший научный сотрудник отдела флавивирусов и вирусных гепатитов ГНЦВБ:
Предложение об участии в формате, меня заинтересовало. Моя задача – придумать такие ошибки, которые были бы понятны просто из моего рассказа, поэтому стратегия – сначала рассказать, а через пару слайдов опровергнуть примерами. Неоспоримый плюс формата – повышение внимательности к материалу. Необходимость улавливать ошибки во время лекции, а не задавать вопросы после, еще больше сосредотачивает слушателя, они полностью погружаются в лекцию. Для лектора это также способ сосредоточиться на своей лекции, ведь здесь не должно быть незапланированных ошибок ни при подготовке, ни в рассказе.
Тема моей лекции: «Вирусы: гонка вооружений». Материал, о котором я говорю, довольно сложный. Последний раз большую часть аудитории составляли школьники 8-ых классов. К моему удивлению, одна команда смогла найти четыре ошибки из пяти, это очень здорово.
Софья Пантелеева, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник лаборатории поведенческой экологии сообществ Института систематики и экологии животных СО РАН:
Я действительно оценила идею лектория – мне нужно было сделать такие ошибки, чтобы они могли быть отгаданными, но в то же время ухитриться их спрятать. Тема моей лекции была посвящена тому, как образуются условные рефлексы, и как научение изменяет наше поведение. Это сложный, но интересный материал, который можно сопоставить с вещами, близкими современным школьникам и молодежи. Например, домашними заданиями или социальными сетями.
Когда тебя внимательно слушают и ловят каждое слово – это очень приятно. Мне кажется, нужно распространять такой формат. Я попробую провести такую лекцию со своими студентами и сравнить, сколько они запоминают из обычной лекции, и сколько из такой?
Михаил Моисеев, начальник отдела информационно-правовой поддержки программ и проектов МАУ ГЦПТ:
Здесь фишка не в том, чтобы загуглить правильные ответы или знать материал, здесь все дело во внимательности и умении соотнести материал, понять логику, ведь чаще всего лекторы сначала говорят что-то, а потом допускают ошибку, противореча собственному высказыванию. Предварительные знания здесь не так важны.
Учителя отмечают, что такими внимательными они учеников не видели давно. Благодаря организации формата, человек чувствует себя абсолютно по-другому: он чувствует себя не просто потребителем информации, он с ней работает, с ней взаимодействует, работает в команде, делает предположения на основе собственного понимания. Когда лектор раскрывает ошибки, он повторно объясняет и разбирает информацию, таким образом, материал прокручивается еще раз и значительно лучше запоминается.