Зачем ошибаться в лекциях?

 

Как читать лекции школьникам и студентам, чтобы внимание сохранялось, а слушатели не просто отсиживали время, но действительно разбирались в материале? Последнее время, все чаще при описании тех или иных форматов, используется слово «интерактивный» (т.е. предполагающий активное взаимодействие). Такая возможность действительно дается: на выставках можно потрогать пару экспонатов, а на лекциях задавать вопросы.


Если с выставками такой формат работает хорошо, то на лекциях обычно все только слушают лектора, вопросы задают редко, а концентрация теряется минут через  15, даже если интересно.  Возможно, на лекциях необходимо задавать дополнительные условия, которые будут вовлекать участников не просто в пассивное слушание: например, попросить их найти ошибки. О новом формате интерактивных лекций «Сыр» мы поговорили с лекторами и организаторами.

 

Маргарита Романенко, к.б.н., научный сотрудник лаборатории бионанотехнологий НГУ, младший научный сотрудник отдела флавивирусов и вирусных гепатитов ГНЦВБ:

Предложение об участии в формате, меня заинтересовало. Моя задача – придумать такие ошибки, которые были бы понятны просто из моего рассказа, поэтому стратегия – сначала рассказать, а через пару слайдов опровергнуть примерами. Неоспоримый плюс формата – повышение внимательности к материалу. Необходимость улавливать ошибки во время лекции, а не задавать вопросы после, еще больше сосредотачивает слушателя, они полностью погружаются в лекцию. Для лектора это также способ сосредоточиться на своей лекции, ведь здесь не должно быть незапланированных ошибок ни при подготовке, ни в рассказе.

Тема моей лекции: «Вирусы: гонка вооружений». Материал, о котором я говорю, довольно сложный. Последний раз большую часть аудитории составляли школьники 8-ых классов. К моему удивлению, одна команда смогла найти четыре ошибки из пяти, это очень здорово.

 

Софья Пантелеева, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник лаборатории поведенческой экологии сообществ Института систематики и экологии животных СО РАН:

Я действительно оценила идею лектория – мне нужно было сделать такие ошибки, чтобы они могли быть отгаданными, но в то же время ухитриться их спрятать. Тема моей лекции была посвящена тому, как образуются условные рефлексы, и как научение изменяет наше поведение. Это сложный, но интересный материал, который можно сопоставить с вещами, близкими современным школьникам и молодежи. Например, домашними заданиями или социальными сетями.

Когда тебя внимательно слушают и ловят каждое слово – это очень приятно. Мне кажется, нужно распространять такой формат. Я попробую провести такую лекцию со своими студентами и сравнить, сколько они запоминают из обычной лекции, и сколько из такой?

 

Михаил Моисеев, начальник отдела информационно-правовой поддержки программ и проектов МАУ ГЦПТ:

Здесь фишка не в том, чтобы загуглить правильные ответы или знать материал, здесь все дело во внимательности и умении соотнести материал, понять логику, ведь чаще всего лекторы сначала говорят что-то, а потом допускают ошибку, противореча собственному высказыванию. Предварительные знания здесь не так важны.

Учителя отмечают, что такими внимательными они учеников не видели давно. Благодаря организации формата, человек чувствует себя абсолютно по-другому: он чувствует себя не просто потребителем информации, он с ней работает, с ней взаимодействует, работает в команде, делает предположения на основе собственного понимания. Когда лектор раскрывает ошибки, он повторно объясняет и разбирает информацию, таким образом, материал прокручивается еще раз и значительно лучше запоминается. 

1 июня стартовала программа «Альтернативная летняя занятость подростков» в Городском центре проектного творчества. Что это значит? Это значит, что девять школьников заключили свой первый трудовой договор, завели медицинские и трудовые книжки и… получают свою первую заработную плату.

Кто-то из трудоустроенных подростков готовит мероприятия на городские праздники, оформляет декорации для интерактивных площадок,а кто-то на правах сотрудника Городского центра обеспечивает внутренние процессы. Но все уже попробовали проектную деятельность в формате городского мероприятия.  Именно подростки из программы альтернативной занятости придумывали, организовывали и проводили  интерактивную площадку «Чудесный город» для маленьких жителей Новосибирска.

 

Дорогие родители, дедушки и бабушки!

Приглашаем ваших детей и внуков 1 июня – в День защиты детей – на нашу детскую интерактивную площадку «Чудесный город». Здесь будет воссоздан антураж города игрушек. 

В этом городе работает самая настоящая фабрика детской игрушки, а значит, ваш ребенок сможет придумать и нарисовать свою собственную игрушку, которая, если повезет, будет создана нашими мастерами. 

В этом городе есть забавные картонные аттракционы – ваш ребенок сможет принять участие в разнообразных подвижных играх в кругу сверстников и забавных жителей этого города. 
В Чудесном городе, как и в любом уважающем себя городе, есть театр – ребенок будет показывать импровизации, если захочет, конечно, а также участвовать в мастер-классах и фотографироваться с фото-бутафорией. 

А еще в этом городе есть свои магазины и библиотека. Работает картонный аэропорт – ребят ждут веселые задания, мастер-классы и лотерея! 

Приходите к нам в Чудесный город 1 июня, в воскресенье 
с 12:00 до 16:00 
к фонтану у «Глобуса» 
Станьте жителем города игрушек!

Представьте себе, что у нас в городе есть такое производство, где трудятся дети и подростки, как взрослые, а взрослые только консультируют и координируют. Можете ли вы себе представить, что так, как это делают здесь дети, не может сделать так качественно, так быстро и так креативно ни один взрослый? Можете ли вы себе представить, что продукт, который выпускают эти дети, сильно превосходит взрослые аналоги, и поэтому пользуется большим спросом? А возможно ли такое: дети производят для детей, и дети же заказывают и тестируют получившийся продукт? Представили? Думаете, это невозможно?

18 апреля участникам 3-ей стратегической сессии программы «РПИК-2019» была предложена задача: придумать такой продукт и такое производство, где детский возраст был бы не помехой и ущербным состоянием, а конкурентным преимуществом. Задача работала над содержанием третьего раздела Стратегического плана устойчивого развития города – формированием кадрового потенциала в контексте инновационного движения и развития наукоемкого производства.