Зачем ошибаться в лекциях?

 

Как читать лекции школьникам и студентам, чтобы внимание сохранялось, а слушатели не просто отсиживали время, но действительно разбирались в материале? Последнее время, все чаще при описании тех или иных форматов, используется слово «интерактивный» (т.е. предполагающий активное взаимодействие). Такая возможность действительно дается: на выставках можно потрогать пару экспонатов, а на лекциях задавать вопросы.


Если с выставками такой формат работает хорошо, то на лекциях обычно все только слушают лектора, вопросы задают редко, а концентрация теряется минут через  15, даже если интересно.  Возможно, на лекциях необходимо задавать дополнительные условия, которые будут вовлекать участников не просто в пассивное слушание: например, попросить их найти ошибки. О новом формате интерактивных лекций «Сыр» мы поговорили с лекторами и организаторами.

 

Маргарита Романенко, к.б.н., научный сотрудник лаборатории бионанотехнологий НГУ, младший научный сотрудник отдела флавивирусов и вирусных гепатитов ГНЦВБ:

Предложение об участии в формате, меня заинтересовало. Моя задача – придумать такие ошибки, которые были бы понятны просто из моего рассказа, поэтому стратегия – сначала рассказать, а через пару слайдов опровергнуть примерами. Неоспоримый плюс формата – повышение внимательности к материалу. Необходимость улавливать ошибки во время лекции, а не задавать вопросы после, еще больше сосредотачивает слушателя, они полностью погружаются в лекцию. Для лектора это также способ сосредоточиться на своей лекции, ведь здесь не должно быть незапланированных ошибок ни при подготовке, ни в рассказе.

Тема моей лекции: «Вирусы: гонка вооружений». Материал, о котором я говорю, довольно сложный. Последний раз большую часть аудитории составляли школьники 8-ых классов. К моему удивлению, одна команда смогла найти четыре ошибки из пяти, это очень здорово.

 

Софья Пантелеева, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник лаборатории поведенческой экологии сообществ Института систематики и экологии животных СО РАН:

Я действительно оценила идею лектория – мне нужно было сделать такие ошибки, чтобы они могли быть отгаданными, но в то же время ухитриться их спрятать. Тема моей лекции была посвящена тому, как образуются условные рефлексы, и как научение изменяет наше поведение. Это сложный, но интересный материал, который можно сопоставить с вещами, близкими современным школьникам и молодежи. Например, домашними заданиями или социальными сетями.

Когда тебя внимательно слушают и ловят каждое слово – это очень приятно. Мне кажется, нужно распространять такой формат. Я попробую провести такую лекцию со своими студентами и сравнить, сколько они запоминают из обычной лекции, и сколько из такой?

 

Михаил Моисеев, начальник отдела информационно-правовой поддержки программ и проектов МАУ ГЦПТ:

Здесь фишка не в том, чтобы загуглить правильные ответы или знать материал, здесь все дело во внимательности и умении соотнести материал, понять логику, ведь чаще всего лекторы сначала говорят что-то, а потом допускают ошибку, противореча собственному высказыванию. Предварительные знания здесь не так важны.

Учителя отмечают, что такими внимательными они учеников не видели давно. Благодаря организации формата, человек чувствует себя абсолютно по-другому: он чувствует себя не просто потребителем информации, он с ней работает, с ней взаимодействует, работает в команде, делает предположения на основе собственного понимания. Когда лектор раскрывает ошибки, он повторно объясняет и разбирает информацию, таким образом, материал прокручивается еще раз и значительно лучше запоминается. 

13.06.2017

Городской центр проектного творчества продолжает подготовку команды НСО к Всероссийскому этапу Компетентностной олимпиады. На выходных в лагере им. Олега Кошевого прошел командный подготовительный тренинг.

29.05.2017

Практически любой человек рано или поздно начинает мечтать о жизни в идеальном мире. Чаще всего он включает в себя идеи о всеобщем равенстве, свободе, взаимной любви и уважении, а также неограниченных возможностях и невероятных пейзажах. Но возможно ли создание идеального мира, который будет по-настоящему идеальным? Как сохранять этот мир, но продолжать развиваться?

22.05.2017

Проекты РПИК стали участниками секции «Экология городского пространства как экспликация культуры социума» на конференции «Патриотизм – основа единства и сплоченности Отечества: история и современность».

Главная идея одного из проектов – уменьшить количество мусора, который остается на городских улицах и свалках. Проект направлен на стимулирование раздельного сбора мусора и его рациональную утилизацию.