Форум-фестиваль "Ход котом": как это было

 

Современный ребенок имеет такое изобилие игрушек и игровых средств, какое  не снилось ни одному поколению детей прежде. Родительской заботой стало не «как сделать» и «где достать», а какую игрушку выбрать. Ту, что он хочет или ту, которая будет полезна? Вот ту, которая на 10 минут удовольствия или ту, что попрочнее и подороже? 

Мы предлагаем посмотреть на детскую игрушку с другой стороны – как на средство передачи культурных ценностей. Какой культурный код или какое послание считывает ребенок, играя с той или иной игрушкой?

Этот фундаментальный вопрос звучал так или иначе на разных площадках фестиваля "Ход котом" 22 и 23 ноября.

 

 

В этом году формат фестиваля дополнился "серьезной" форумной частью, которая была организована ЧУДО "Школа НООГЕН" в продолжении практико-ориентированного курса "Промышленный дизайн для подростков".

Форумная часть включала в себя:

  • стратегическую сессию
  • презентацию проекта "Детской фабрики игрушек"
  • мастер-классы и открытые встречи со специалистами
  • профориентационные игры
  • демонстрацию разработок "Детской фабрики игрушек"

 

Напомним, что «Детская фабрика игрушек» – это проект инновационного производства, созданный МАУ «Городским центром проектного творчества», ЦМИТ «Zoomer» и НУДО «НООГЕН».

«Детская фабрика игрушек» позиционирует себя как первое в России подростковое производство, где все  производственные процессы в руках подростков: от эскиза до упаковки. На Фабрике есть взрослые наставники, но они не определяют, что будет производить Фабрика.

К новому году ребята выпустили коллекцию ёлочных игрушек в виде динозавров и 22 ноября прямо на фестивале объявили о готовности коллекции к выходу на рынок.

Надо отметить, что Детская фабрика игрушек – это не кружковая и не клубная деятельность, это полноценное и вместе с тем особенное производство. Оно ориентировано не только на обучение и организацию молодежного досуга, но на то, чтобы стать полноценным субъектом рыночных  отношений.

Здесь работают талантливые и квалифицированные ребята, им от 14 до 17 лет. Каждый прошел обучающий практико-ориентированный курс. Обучение было организовано на средства Фонда президентских грантов.

 

 

Форум сопровождался также профориентационными мастер-классами и встречами со специалистами из области маркетинга, event-менеджмента, графического дизайна и современной инженерии.

После форумной части в пятницу и всю субботу работали игровые и творческие площадки для детей и подростков.

 

 

По итогу двухдневного фестиваля-форума организаторы пришли к некоторым выводам.

 

  • Игрушка стала объектом обладания и коллекционирования.
  • Многие современные игрушки несут в себе ценность потребления, гламурной жизни на показ, в противовес традиционным ценностям семьи и бережного отношения к детству.
  • Сюжетно-ролевая игра уходит из жизни ребенка, её мало в садике, во дворе. На смену пришли развлечения и образование через гаджеты.
  • Эффективность игры в освоении культурных норм и отношений очевидна, она подтверждена веками. А вот роль гаджетов в развитии и обучении ребенка еще не подтверждена и не доказана.  Никто не знает, как замена традиционных игр развлекательным и обучающим контентом в гаджетах повлияет на формирование личности ребенка. 
  • Родители не в полной мере осознают угрозы, связанные с тотальным увлечением детей гаджетами.
  • Подростки формируют явный запрос на производственную пробу, на практическое применение знаний и умений, приобретенных в школе и в учреждениях дополнительного образования. Без производственной пробы подростки чувствуют себя дезориентированными в больом и сложно устроенном  "взрослом" мире.

1 июня стартовала программа «Альтернативная летняя занятость подростков» в Городском центре проектного творчества. Что это значит? Это значит, что девять школьников заключили свой первый трудовой договор, завели медицинские и трудовые книжки и… получают свою первую заработную плату.

Кто-то из трудоустроенных подростков готовит мероприятия на городские праздники, оформляет декорации для интерактивных площадок,а кто-то на правах сотрудника Городского центра обеспечивает внутренние процессы. Но все уже попробовали проектную деятельность в формате городского мероприятия.  Именно подростки из программы альтернативной занятости придумывали, организовывали и проводили  интерактивную площадку «Чудесный город» для маленьких жителей Новосибирска.

 

Дорогие родители, дедушки и бабушки!

Приглашаем ваших детей и внуков 1 июня – в День защиты детей – на нашу детскую интерактивную площадку «Чудесный город». Здесь будет воссоздан антураж города игрушек. 

В этом городе работает самая настоящая фабрика детской игрушки, а значит, ваш ребенок сможет придумать и нарисовать свою собственную игрушку, которая, если повезет, будет создана нашими мастерами. 

В этом городе есть забавные картонные аттракционы – ваш ребенок сможет принять участие в разнообразных подвижных играх в кругу сверстников и забавных жителей этого города. 
В Чудесном городе, как и в любом уважающем себя городе, есть театр – ребенок будет показывать импровизации, если захочет, конечно, а также участвовать в мастер-классах и фотографироваться с фото-бутафорией. 

А еще в этом городе есть свои магазины и библиотека. Работает картонный аэропорт – ребят ждут веселые задания, мастер-классы и лотерея! 

Приходите к нам в Чудесный город 1 июня, в воскресенье 
с 12:00 до 16:00 
к фонтану у «Глобуса» 
Станьте жителем города игрушек!

Представьте себе, что у нас в городе есть такое производство, где трудятся дети и подростки, как взрослые, а взрослые только консультируют и координируют. Можете ли вы себе представить, что так, как это делают здесь дети, не может сделать так качественно, так быстро и так креативно ни один взрослый? Можете ли вы себе представить, что продукт, который выпускают эти дети, сильно превосходит взрослые аналоги, и поэтому пользуется большим спросом? А возможно ли такое: дети производят для детей, и дети же заказывают и тестируют получившийся продукт? Представили? Думаете, это невозможно?

18 апреля участникам 3-ей стратегической сессии программы «РПИК-2019» была предложена задача: придумать такой продукт и такое производство, где детский возраст был бы не помехой и ущербным состоянием, а конкурентным преимуществом. Задача работала над содержанием третьего раздела Стратегического плана устойчивого развития города – формированием кадрового потенциала в контексте инновационного движения и развития наукоемкого производства.