Форум-фестиваль "Ход котом": как это было
Современный ребенок имеет такое изобилие игрушек и игровых средств, какое не снилось ни одному поколению детей прежде. Родительской заботой стало не «как сделать» и «где достать», а какую игрушку выбрать. Ту, что он хочет или ту, которая будет полезна? Вот ту, которая на 10 минут удовольствия или ту, что попрочнее и подороже?
Мы предлагаем посмотреть на детскую игрушку с другой стороны – как на средство передачи культурных ценностей. Какой культурный код или какое послание считывает ребенок, играя с той или иной игрушкой?
Этот фундаментальный вопрос звучал так или иначе на разных площадках фестиваля "Ход котом" 22 и 23 ноября.
В этом году формат фестиваля дополнился "серьезной" форумной частью, которая была организована ЧУДО "Школа НООГЕН" в продолжении практико-ориентированного курса "Промышленный дизайн для подростков".
Форумная часть включала в себя:
- стратегическую сессию
- презентацию проекта "Детской фабрики игрушек"
- мастер-классы и открытые встречи со специалистами
- профориентационные игры
- демонстрацию разработок "Детской фабрики игрушек"
Напомним, что «Детская фабрика игрушек» – это проект инновационного производства, созданный МАУ «Городским центром проектного творчества», ЦМИТ «Zoomer» и НУДО «НООГЕН».
«Детская фабрика игрушек» позиционирует себя как первое в России подростковое производство, где все производственные процессы в руках подростков: от эскиза до упаковки. На Фабрике есть взрослые наставники, но они не определяют, что будет производить Фабрика.
К новому году ребята выпустили коллекцию ёлочных игрушек в виде динозавров и 22 ноября прямо на фестивале объявили о готовности коллекции к выходу на рынок.
Надо отметить, что Детская фабрика игрушек – это не кружковая и не клубная деятельность, это полноценное и вместе с тем особенное производство. Оно ориентировано не только на обучение и организацию молодежного досуга, но на то, чтобы стать полноценным субъектом рыночных отношений.
Здесь работают талантливые и квалифицированные ребята, им от 14 до 17 лет. Каждый прошел обучающий практико-ориентированный курс. Обучение было организовано на средства Фонда президентских грантов.
Форум сопровождался также профориентационными мастер-классами и встречами со специалистами из области маркетинга, event-менеджмента, графического дизайна и современной инженерии.
После форумной части в пятницу и всю субботу работали игровые и творческие площадки для детей и подростков.
По итогу двухдневного фестиваля-форума организаторы пришли к некоторым выводам.
- Игрушка стала объектом обладания и коллекционирования.
- Многие современные игрушки несут в себе ценность потребления, гламурной жизни на показ, в противовес традиционным ценностям семьи и бережного отношения к детству.
- Сюжетно-ролевая игра уходит из жизни ребенка, её мало в садике, во дворе. На смену пришли развлечения и образование через гаджеты.
- Эффективность игры в освоении культурных норм и отношений очевидна, она подтверждена веками. А вот роль гаджетов в развитии и обучении ребенка еще не подтверждена и не доказана. Никто не знает, как замена традиционных игр развлекательным и обучающим контентом в гаджетах повлияет на формирование личности ребенка.
- Родители не в полной мере осознают угрозы, связанные с тотальным увлечением детей гаджетами.
- Подростки формируют явный запрос на производственную пробу, на практическое применение знаний и умений, приобретенных в школе и в учреждениях дополнительного образования. Без производственной пробы подростки чувствуют себя дезориентированными в больом и сложно устроенном "взрослом" мире.