Детская фабрика игрушек – место производственной пробы

 

На сегодняшний день существует много практик по профориентации школьников: тесты,  экскурсии на производство,  общение со специалистами,  профильные курсы, имитационные игры, в конце концов, уроки технологии  в школе. 

Однако, все они  дают лишь внешний взгляд на профессию и формируют некое отдаленное от реальности представление о профессиях. Есть большая разница между «я об этом  слышал, я это наблюдал» и «я это делал». На наш взгляд,  главное – это получение реального производственного опыта, причем не всё равно какого, а на ключевых позициях. «Я это делал» - вот то, что должно стать основой выбора профессии.  

Что может дать подростку такой опыт?! Школьное образование безнадёжно отдалено от профессиональной практики, и не найдется такого предприятия, на котором подростки могли бы работать на ключевых позициях, а не в разнорабочих? 

Кажется, мы нашли такую связку образования и практики, которая даёт школьнику возможность получить производственную пробу в сфере промышленного дизайна.

 

 

Практико-ориентированный курс “Промышленный дизайн” для подростков в сочетании с обязательным трудоустройством на Детскую фабрику игрушек - та самая связка, которая может претендовать на эффективную модель производственной ориентации школьников.

Что даёт нам право это утверждать?

Давайте рассмотрим устройство Детской фабрики игрушек и её взаимосвязь с курсом промышленного дизайна поближе.

Детская фабрика игрушек или коротко ДФИ - это первое подростковое производство, где работают школьники от 14 до 17 лет под руководством профессиональных наставников.

На фабрику попадают ребята, которые прошли курс “Промышленный дизайн”, а на курс - только те школьники, которые уже умеют работать в графических программах или хорошо рисуют и креативят. На курс приходят и те дети, которые окончили курсы технического творчества, много чего умеют, но не знают, где себя применить. В 2019-2020 году курс “Промышленный дизайн” мы проводили при поддержке Фонда президентских грантов.

 

 

Курс систематизирует уже имеющиеся у ребят знания и дает те навыки и знания, которые нужны именно для работы на фабрике. Уже на курсе ребята получают производственную задачу - придумать идею игрушки или игры в соответствии с заказом и создать ее прототип.

Решая задачу, студенты проектируют игры,  обучаются компьютерной графике, моделированию изделия и изготовлению его прототипа на станке с ЧПУ. Обучение идет параллельно с работой над проектом,  преподаются только те знания, которые нужны для “игрушечного” производства в данный момент. 

Образовательные задачи целиком и полностью зависят от того заказа, который существует на Фабрике в данный момент. Если есть заказ на коллекцию игрушек для театра, студенты будут разрабатывать игры и игрушки для театра, если Фабрика получит заказ на изготовление игрушек для детского садика - студенты будут делать игрушек для садика. 

 

 

На курсе в рамках учебной задачи  подросток доводит проект игры до прототипа – это уже 40% готовности заказа. В период официальной работы на Детской фабрике игрушек – в среднем 10 дней – ребята завершают работу над проектом.

За время обучения каждый студент пробует себя в разных позициях: проектировщика, графического дизайнера, художника и оператора станка с ЧПУ. 

Эффекты обучения: что это дает?

Мы видим, как меняется самопределение подростка.  Он понимает, что времени на долгое вхождение и раскачивание нет - надо выполнять задачу точно и в срок. За 72 академических часа надо придумать и сделать игрушку или настольную игру со всей атрибутикой. Для школьников, которые ни разу не придумывали игры, эта задача настолько же трудна, насколько и интересна. Школьник в процессе обучения и школьник на производстве - это разные люди. Полноценный, от начала до конца выстроенный производственный процесс открывает глаза на многие вещи: ребенку становится понятным, как увязаны элементы в системе и какое место он в ней занимает, как работает на общий результат.

 

 

Мы наблюдаем, как меняется мотивация ребят. Игра собственной разработки вдохновляет ребят и многое делает понятным. Становится понятно, зачем нужно изучать кривые Безье, зачем осваивать технику безопасности при работе на станке с ЧПУ - все это для дела! Начинают увязываться и полученные в школе знания геометрии, математики, стереометрии, физики и это в серьезной мере влияет и на собственную образовательную траекторию в дальнейшем.

 

 

Игры и игрушки мотивируют подростков на обучение. Обучение приобретает смысл и легитимность в их глазах. А ещё у ребят возникает ответственность перед фабрикой: они не образовательную программу осваивают, а производственную задачу решают. Действуют в команде - значит расслабляться нельзя - подведешь!

В период стажировки на “игрушечном” производстве подростки априори занимают еще одну позицию - позицию эксперта по играм и игрушкам. Ведь они еще находятся в том же социальном пространстве, что и потребитель - ребенок, который играет в игрушки. Опыт подростков в настольных и компьютерных играх подсказывает им  механику  игры. Игра должна быть игрой! А в игре подростки бОльше эксперты, чем взрослые.

 

 

По отзывам выпускников курс “Промышленный дизайн” дает понимание производственной цепочки: от эскиза до прототипа. Теперь они понимают, как разрабатываются игры, умеют моделировать, переводить макет в плоский рисунок, программировать станок и доводить проект до результата. 

Теперь, имея такой background, наши выпускники и сотрудники Детской фабрики игрушек смогут самоопределиться в профессию промышленного дизайнера, инженерные специальности совершенно осознанно. 

Мы создали прецедент – систему ранней подготовки кадров к высокотехнологичному производству, попадая в которую старшеклассник получает производственный опыт.

28.10.2019

10 октября участники программы "РПИК" решали задачу о взаимодействии общественных институтов со школьниками и студентами.

Проектируя задачу для этой сессии, мы рассчитывали на высокую активность молодежной аудитории. Мы думали, что тема благодатная, что достаточно спросить «а чего же вы действительно хотите», и ребята начнут свободно высказываться,  делиться мечтами и генерировать идеи. Мы были почти уверенны, что нас ждут жаркие дискуссии, неудобные вопросы, озарения, смелые мысли, достойные доклады… что мы многое поймем про молодежь, обобщим и напишем сильный текст о реальных запросах молодежи, а потом окрыленные новыми знаниями, разойдемся думать, как бы это все воплотить в жизнь.

Но этого не случилось…

01.07.2019

 

Городской центр проектного творчества совместно авторской школой «НООГЕН» и Центром молодежного инновационного творчества «ZOOMER» начинает большой проект – практико-ориентировнный курс «Промышленный дизайн» для подростков от 14 до 18 лет по подготовке к работе на инновационном предприятии в рамках временного трудоустройства.

Этот курс специально для тебя, если тебе от 14 до 18 лет, и ты уже проходил школьный курс черчения и геометрии.

Если у тебя есть интерес к 3D моделированию,
программированию 
работе на высокоточных станках (включая 3D-принтеры)

Если ты 
любишь мастерить и изобретать 
хочешь прокачать свои навыки в векторной графике, схемотехнике, электронике, 3D моделировании
не прочь поработать именно как дизайнер, проектировщик или конструктор игрушек.

Если ты узнал себя, значит этот БЕСПЛАТНЫЙ практико-ориентированный курс «Промышленный дизайн» именно для тебя!

Далее более подробно...

06.06.2019

1 июня стартовала программа «Альтернативная летняя занятость подростков» в Городском центре проектного творчества. Что это значит? Это значит, что девять школьников заключили свой первый трудовой договор, завели медицинские и трудовые книжки и… получают свою первую заработную плату.

Кто-то из трудоустроенных подростков готовит мероприятия на городские праздники, оформляет декорации для интерактивных площадок,а кто-то на правах сотрудника Городского центра обеспечивает внутренние процессы. Но все уже попробовали проектную деятельность в формате городского мероприятия.  Именно подростки из программы альтернативной занятости придумывали, организовывали и проводили  интерактивную площадку «Чудесный город» для маленьких жителей Новосибирска.