Первое - "нетиповое событие"
Что придет вам в голову когда вы услышите "Праздник науки"? Вид нашего традиционного праздника - сцена, шарики, салют. А если праздник посвящен науке, то будет невероятно пафосное награждение бородатых ученых, говорящее каждому простому человеку что наука дело для избранных. Хотя по большому счету дело не в науке. Замените науку на культуру, спорт, медицину - будет тоже самое.
Но где молодые ученные? Они забиты по своим квартирам, работам в ожидании когда пробьет час и их борода достигнет нужных размеров для пафосного награждения на очередном празднике.
Хотя сейчас уже совсем не так. Все больше молодых людей говорят о том, что им нужны совсем другие праздники. А некоторые берут и делают те праздники/события/конференции которые им нужны, которые дают дорогу в жизнь им и многим таким же как они.
Так как выглядит "не такой" праздник? В чем его отличие от традиционного? Одним из вариантов события другого формата и стал фестиваль "Настоящее будущее":
Открытое. На фестивале было что посмотреть, с кем поговорить и где себя показать(выставка роботов и моделей, аллея личных историй) и попробовать себя в чем-то новом.
Интерактивное. Событие доделывал, додумывал каждый горожанин (Аллея прогнозов, Дерево будущего, футурочтения, генезис изобретений). Благодаря этому горожане получили возможность/право стать частью организационной команды. Это необходимо для формирование у людей позиции "горожанина" и для присвоения себя и себе городского пространства.
Формирующее другие модели поведения: субъективность, сопричастность, взаимодействие, коммуникация, ответственность.
Второе - "целеполагание"
Цель наших праздников это демонстрация достижений. Это нужная вещь и на это есть спрос!
А какие еще могут быть цели? Например, цель продемонстрировать не конечный продукт, а процесс создания и людей участвующих . Цель фестиваля "НАСТОЯЩЕЕ БУДУЩЕЕ" - показать, что будущее не в роботах и моделях, а в людях, а точнее в детях! Детях для которых все эти роботы, модели самолетов и судов - это крутые игрушки, играя в которые они становятся людьми будущего. У каждого горожанина была возможность 20 числа увидеть этих детей и их наставников, тем самым увидеть в настоящее время будущее, увидеть "Настоящее будущее". Это позволяет показать науку, инженерное творчество совсем с другой стороны. Видя детей за всеми этими невероятными изобретениями, мы начинаем думать, что наука может быть веселой и интересной, модной и креативной.
Третье - "персонализация"
Но не возможно достигнуть цели одной лишь выставкой. Одной из задач фестиваля было показать что за конкретным роботом стоит конкретный ребенок. И сделано это было очень необычным образом. На "Аллее личных историй" были выставлены стенды с историями рассказанными роботами о их создателях. Роботы рассказывали о всех удачах и промахах, рассказывали о сложном пути создания, рассказывали что опускались руки и о невероятном счастье автора, когда все получилось. Почему именно робот рассказывал о своем создателе? Опять же потому, что сейчас наше внимание усиленно концентрируют именно на роботах. И тут сам робот, на которого наше внимание настроено, сообщает нам о главном! О своем создателе. Горожане подходили, читали находили в этих рассказах себя или своих детей, друзей, знакомых. В ком-то эти истории пробуждали интерес попробовать самому собрать робота или летательный аппарат.
Четвертое - "рефлексия"
Важно! Если праздник/событие/фестиваль это своего рода подведение итогов, хорошо бы произвести рефлексию, соотнести себя с прошлым, простроить систему координат и найти свое место в ней. "Футурочтения" на фестивале в первомайском сквере давали возможность отрефлексировать себя через литературу прошлого. На одном из газонов при поддержке НГОНБ, был уставлен стеллаж с подборкой книг в научно-фантастическом жанре. Горожане проходя мимо слышали отрывки из книг, останавливались и вслушивались. Кто-то сам решался выбрать книгу и прочесть для других. После обсуждали прочтенное, какими нас видели 100 лет назад. И сразу становилось понятно - мнение о том, что наше будущее в роботы, ошибочно. Это наше настоящее. А наше будущее совсем в другом.
Пятое - "субъектность"
В чем наше будущее, чаще всего за нас (простых горожан) это решают серьезные ученые, футурологи, аналитики. Но ведь это наше будущее и зависит оно от нас, от наших мечтаний, желаний. И фестиваль "Настоящее будущее" стал местом, где можно было обозначить свои виды на будущее. У горожан была возможность оставить свои соображения о будущем науки на асфальте, выраженные буквально в одном двух словах . А можно было написать заветную мечту, которую может осуществить наука будущего, на листочке футуристичного дерева. В идеале, этой информацией могут воспользоваться аналитики, управленцы, ученые при выборе направлений развития и работы. С одной стороны эти интерактивные форматы помогают понять спрос на разработки и исследования. А с другой стороны каждый горожанин вносит свой вклад в развитие науки, тем самым проявляя свою субъектную позицию горожанина.
Шестое - "сопричастность"
Как рассказать людям об истории. есть очень интересный и простой формат фотосушки, когда (в случае с первомайским сквером) натягиваются веревки между деревьями и на них вешаются на прищепки картинки, рассказывающие о генезисе того или иного предмета. Люди ходят по травке и узнают много интересного. Например с чего начинался путь нашей современной лампочки, или роботов, домов. А еще лучше дать возможность горожанам придумать будущее. Вообразить какими будут машины через 100-200 лет, нарисовать рисунок и дополнить ряд на веревке.
Седьмое - "игра"
Игры! Все любят игры. Чтобы донести какую-нибудь серьезную мысли придумайте для нее игру. Или проведите аналогию с игрой. Например, все знакомы с компьютерными играми - сначала выполняешь какое-то задание , исследуешь местность, а в конце получаешь бонусные очки, которые можешь потрать и прокачать навыки своего персонажа. И в реальности это уместно. У каждого на фестивале была возможность получить карту, построить свой уникальный маршрут, посмотреть/поучаствовать во всем, "поставить лайки" и обменять на финише их на новый навык. Финиш представлял собой 4 емкости, каждая емкость соответствовала разным частям программы фестиваля: роботы, модели, интерактивные игры от информационного центра по атомной энергетики, интерактивные игры от городского центра проектного творчества. Расставив приоритеты, ребенок запускал руку в емкость и вытаскивал оттуда небольшой брелок - кусочек платы с пожеланием на будущее, как китайская печенька с предсказанием. Каждый дошедший до финиша унес домой необычный подарок, который возможно вдохновит его на выбор профессии, сферы деятельности или образа жизни.
Что в итоге? В итоге событие нового формата, совершенно не типового для Новосибирска. Чиновники увидели толпу, горящие глаза детей и взрослых. Участники увидели интерес к их работе и то что ценят именно их самих. А горожане пришедшие на фестиваля увидели и попробовали много нового. Фестиваль получился открытым и интерактивным, это способствует формированию совершенно нового образа науки и инженерного творчества.
20 мая 2015 года в рамках "Дней науки в Новосибирске" в Первомайском сквере прошел Фестиваль инженерно-технического творчества "Настоящее будущее". По мнению участников и организаторов, это был очень интересный и необычный фестиваль. А в чем его необычность, нам расскажет один из его создателей, Евгения Макарова, руководитель Лаборатории урбанистики Городского центра проектного творчества.