Отчет о деятельности за 2015 г.

УТВЕРЖДАЮ

 

Руководитель МАУ ГЦПТ 

Андреева Н.А.

 

________________

 

 

 

МАУ «Городской центр проектного творчества»

Отчет о деятельности за 2015 г.

 

 

5.3.2.1 Продолжение работы по социально-трудовой адаптации молодежи:

 

Организация временной занятости подростков и молодежи в возрасте от 14 до 18 лет.

 

В 2015 году на предприятия города были трудоустроены 600 подростков в возрасте 14-18 лет. Из них 500 человек были трудоустроены в 15 организаций города, 100 подростков стали участниками проектного метода работы, который является авторской разработкой МАУ «Городской центр проектного творчества».

 

4-й год в МАУ «Городской центр проектного творчества» осваивается принципиально новая модель временного трудоустройства несовершеннолетних, суть которой состоит в:

  • создании специальных условий для развития компетенций, необходимых для того, чтобы быть уместным в различных контекстах и передовых процессах,
  • реализации социально значимых детских и подростковых проектов в пространстве города, меняющих представление о привычном отношении человека и города и заявляющих новые парадигмы и тенденции.

 

В Городском центре проектного творчества в рамках Лаборатории урбанистики, Лаборатории экологики, Лаборатории игровой механики подростки:

  • разработали и реализовали проект благоустройства для кондитерской «Детство»,
  • разработали концепцию развития бассейна СКА,
  • разработали и реализовали пилотную акцию в троллейбусе по маршруту №13 в рамках проекта «С городом на «ТЫ»,
  • разработали игровые форматы для торговых центров,
  • придумывали интерактивные обучающие игры на основе школьных предметов.

 

Формат проектной работы позволяет не только уточнить выбор будущей профессии, но уже сегодня увидеть точку отражение своих усилий, навыков, действий в пространстве города и социума.

 

 

Содействие развитию профориентационной деятельности:

 

Оказание профориентационных услуг подросткам и молодежи.

 

Всего в 2015 году услугу по индивидуальному консультированию получили 450 школьников; услугу по групповой профориентации – 1210 человек. Из них:

  • 482 школьника приняли участие в профориентационных имитационных играх,
  • 386 человек – в рамках тренинговых форматов лабораторий игровой механики, урбанистики, экологики, естественных наук, идей.
  • 118 человек – в рамках занятий и мастер-классов робототехнического направления деятельности МАУ ГЦПТ;
  • 224 человека – в рамках участия в городских мероприятиях по робототехнике.

 

Все профориентационные имитационные и тренинговые форматы разработаны и протестированы в Лаборатории игровой механики, основаны на классических направлениях профориентации и направлены на:

  • профессиональное просвещение – обеспечение молодёжи информацией об актуальных профессиях,  профессиях будущего, инновационных и традиционных производствах,  учебных заведениях, возможностях профессиональной карьеры;
  • профессиональное воспитание – формирование у молодёжи необходимых ценностных установок, представлений о корпоративных культурах,  профессиональной ответственности;
  • профессиональное консультирование по вопросам выбора профессии, трудоустройства, возможностей получения профессиональной подготовки;
  • профессиональное развитие личности и поддержку профессиональной карьеры, включая смену профессии и профессиональную переподготовку.

 

В рамках робототехнического направления деятельности МАУ ГЦПТ за 2015 год участники лаборатории робототехники побывали на мероприятиях областного, всероссийского и международного масштабов.

 

Основными достижениями Лаборатории робототехники можно назвать:

  • Регулярное проведение школы преподавателей, где обучаются основам робототехники студенты и молодые специалисты.
  • Сотрудничество на постоянной основе с Новосибирским планетарием и детским развивающим центром «Научилус».
  • Развитие клубного робототехнического направления лаборатории робототехники в таких городах, как Москва, Томск, Симферополь и Новомосковск.
  • В рамках направления Робототехники стабильно работает младшая секция робототехники для детей 5-7 лет.

 

Среди ключевых событий 2015 года можно выделить следующие:

  • VII Всероссийский молодежный робототехнический фестиваль «РобоФест-2015» (Москва, февраль 2015). В этом году фестиваль собрал рекордное количество участников – более 3000 школьников и студентов в составе 700 команд из 52 регионов России (117 городов) выступили в 33 различных дисциплинах. Участники секции робототехники ГЦПТ участвовали в нескольких категориях, и заняли 2 место в категории Hello Robot Arduino "Траектория". Команда лаборатории робототехники ГЦПТ выступает на фестивале с 2012 года, каждый раз возвращаясь домой с медалями. 
  • Фестиваль инженерного творчества «Engeneration 2015» в рамках регионального отборочного этапа олимпиады «World Robot Olympiad-2015 в  «Новосибирском Экспоцентре» (г. Новосибирск, июнь 2015 г.). Команда лаборатории робототехники ГЦПТ получила право на проведение регионального этапа соревнований. Общее число посетителей составило более 3000 человек. На отборочных соревнования по робототехнике WRO 2015 приняли участие 265 человек, представляющие 135 команд от 42 организаций.  Большинство мест были завоеваны учениками секции робототехники «Городского центра проектного творчества».
    • Всероссийский этап «World Robot Olympiad-2015» (г. Казань, июнь 2015 г.). Команда лаборатории робототехники отстаивала честь Новосибирской области.
      • Всемирный этап «World Robot Olympiad 2015» (г. Доха, Катар, ноябрь 2015 г.). Две команды лаборатории робототехники приняли участие и вошли в двадцатку сильнейших. Всего участвовали более 80 команд.
      • В этом году участники и преподаватели лаборатории робототехники представили свои разработки и приняли участие в таких крупных новосибирских и всероссийских конференциях и выставках, как, например,
        • Третий открытый фестиваль Робототехники Новосибирской области (г. Новосибирск),
        • фестиваль науки «EUREKA!FEST» (г. Новосибирск),
        • фестиваль молодёжного технического творчества «TECHNO fest» (г. Новосибирск),
        • выставка молодёжного технического творчества «НСК-ТЕХНО 2015» (г. Новосибирск),
        • 3 ежегодная выставка робототехники и передовых технологий «Robotics Expo 2015» (г. Москва).
        • VII Сибирский форум Индустрии Информационных Систем - 2015 (СИИС) (г.Новосибирск).
  • В апреле 2015 года преподаватели и инженеры робототехники ГЦПТ приняли участие в соревнованиях в качестве судей на Областном новосибирском фестивале по робототехнике в лагере имени Олега Кошевого (г. Бердск).

 

По итогам участия во всех мероприятиях по робототехнике охват аудитории составляет более 7000 человек.

 

В рамках гуманитарных направлений МАУ ГЦПТ на протяжении 2015 года проводил уже разработанные игровые форматы и создавал, тестировал и реализовывал новые.

 

В 2015 году для школьников были разработаны следующие большие форматы:

  1.  «Школа игрофикации»,
  2. «Моноигровой курс» в рамках «Курса изучения игровых систем»,
  3. квест «Кроличья нора»,
  4. филологический формат «Школа текстонавтов»,
  5. Литературная зимняя школа развития.


Разработаны 6 новых игр:

1. «Инженерный тренинг лайт»,
2. «Инженерный тренинг классик»,
3. «Конструктор профессий будущего»,
4. «Энергоспринт»,
5. «Веер»,
6. «Невод».

 

В рамках гуманитарных направлений МАУ ГЦПТ неоднократно проводились для студентов разных специальностей и вузов такие игровые и проектные форматы, как, например:

  1. «Конкиста урбанистов»,
  2. «Территоризавр»,
  3. «Этикоходцы».

 

На сегодняшний день все игровые форматы, разработанные Лабораториями МАУ «ГЦПТ», проводятся для школьников и студентов на различных городских мероприятиях и площадках, а также в вузах города.

 

5.3.2.2. Организация работы с детьми и молодежью по освоению инновационных технологий:

 

Формирование компетенций проектной деятельности

 

Всего за 2015 год в рамках формирования компетенций проектной деятельности услуги получили 760 школьников, 212 студентов, 30 воспитанников детских домов.

 

В 2015 году оформилась Лаборатория экологики, которая занимается проведением социальных и антропологических экспериментов, изменением и преобразованием реального пространство, делая его адекватным и комфортным для человека. Для школьников – это возможность проб и экспериментов, через которые можно выстроить свои ориентиры, которые в будущем помогут более осмысленно выбрать свое призвание, принимать решения, создавать вокруг себя комфортное пространство для жизни, мыслей и действий.

 

С 2014 года функционирует Лаборатория урбанистики, в рамках которой проводятся исследования активности горожан, города, дворовых, придомовых территорий, разрабатываются концепции по включению жителя города в деятельную позицию. Школьники пробуют включаться в этот процесс, проводя исследования, разрабатывая и реализовывая проекты, где они участвуют в качестве экскурсоводов, исследователей городского пространства и начинающих урбанистов.

 

Лаборатории игровой механики, идей, естественных наук и робототехники так же осуществляют не только профориентационную, но и проектную деятельность.

 

Для школьников в 2015 году развитие навыков проектной деятельности проходило в следующих форматах:

  • 9 проектных модулей (количество участников 245 школьников),
  • 6 проектных сессий (количество участников 308 школьников),
  • более 30 мероприятий по разработке индивидуальных и групповых проектов и участие в них (количество участников 73 школьника),
  • 4 проектных игровых модуля (количество участников 134 школьника).

 

Студенты в 2015 году участвовали в следующих мероприятиях, направленных на формирование навыков проектной деятельности:

  • 2 проектных модуля по развитию проектов индивидуального типа (количество участников 13 студентов),
  • 2 проектных модуля сессионного группового типа по развитию проектных компетенций (количество участников 18 студентов),
  • 3 проектных игровых формата (количество участников 65 студентов),
  • более 20 мероприятий по разработке индивидуальных и групповых проектов и участие в них (количество участников 64 студента),
  • разработка, подготовка и участие в 2-х крупных городских событиях (количество участников 49 студентов),
  • подготовка и участие в соревнованиях мирового этапа WRO 2015 (World Robot Olympiad) в г. Доха (Катар) (количество участников 3 студента).

 

В 2015 году МАУ ГЦПТ стал соразработчиком и организатором следующих инновационных городских событий:

  1. В мае Городской центр проектного творчества провел Дни науки в формате «Научного города Научбурга». Формат представлял собой игровой научный город, в котором каждый день – день науки. В обычном городе школьникам открыто очень ограниченное количество пространств, а в научные учреждения – институты, лаборатории, опытные производства – их могут пустить только разве что с экскурсией и то не везде. Попадая в игровую научную среду лабораторий, ребятам предлагалось стать активными горожанами, исследователями, преобразователями, экологами, оценить последствия от собственных действий, увидеть взаимосвязи между уравнениями и высказываниями великих ученых, на чьи научные открытия мы опираемся и сегодня. Игровой формат был выбран неслучайно, именно непринужденная дружественная игровая атмосфера может позволить заинтересовать ребенка и в дальнейшем повлиять на его выбор.
  2. Так же в рамках Дней науки Городской центр проектного творчества организовал интерактивный научный квест «Настоящее-будущее» в Первомайском сквере, позволяющий гостям выставки увидеть чудеса современной инженерии: робототехники, авиамоделирования, кораблестроения и принять непосредственное участие в инженерном творчестве. 
  3. В июне 2015 года Лаборатория робототехники Городского центра проектного творчества организовала ставший традиционным фестиваль инженерного творчества «Engeneration 2015», который является региональным отборочным этапом международной олимпиады  «World Robot Olympiad-2015».
  4. В октябре прошел Фестиваль науки, призванный решить задачу изменения представления у школьников, студентов и жителей города о науке, деятельности ученых, продемонстрировать науку, научную мысль и разработки мировых и сибирских ученых в доступной живой форме и не в академическом формате. Для решения этой задачи необходимо было разработать новые форматы с использованием игровых технологий и соблюдающие глубину научного подхода. Для Фестиваля науки Городской центр проектного творчества разработал научный модуль, состоящий из профориентационных и проектных игровых форматов.

 

Социально значимыми мероприятиями для города ГЦПТ считает проведение:

  1. Фестиваля городских инициатив «Зимой можно» в Сквере союза кировчан (Затулинский микрорайон), раскрывающая новый подход к зимним уличным играм и традициям (15 февраля 2015 г.).
  2. Дня машиностроителя в ДК Ефремова, призванный популяризовать машиностроительную отрасль и раскрыть ее потенциал для школьников (24 сентября 2015 г.).
  3. Пилотной акции в троллейбусе по маршруту №13 в рамках проекта «С городом на «ТЫ», позволяющей жителям по-другому посмотреть на возможности в городе и свое отражение в нем (3 июля 2015 г.).
  4. Родительского форума (25 сентября 2015 г.).

 

Разработки МАУ Городской центр проектного творчества были успешно представлены на таких мероприятиях, как:

  1. Фестиваль «Золотая капитель», на котором с докладами выступили сотрудники ГЦПТ. (Новосибирск, 23-28 марта 2015 г.)
  2. Мировой этап WRO 2015 (World Robot Olympiad) (Доха, Катар, 6-8 ноября 2015 г.)
  3. Фестиваль «Эврикафест», на котором был представлен игровой проектный формат для школьников «Биоконструктор». (Новосибирск, 19 сентября 2015 г.)
  4. Всероссийский литературный фестиваль «Белое пятно», на котором была представлена школьникам игра «Веер». (Новосибирск, 19 ноября 2015 г.)
  5. IV Всероссийская студенческая научно-практическая конференция с международным участием в НГПУ. Городской центр проектного творчества продемонстрировал студентам-психологам игру «Этикоходцы». (г. Новосибирск, 18-20 ноября 2015 г.),
  6. VII Всероссийский робототехнический фестиваль «РобоФест-2015». (Москва 12-13 февраля 2015 г.).
  7. Конференция «Skolkovo Robotics». (Москва_ 20-22 марта 2015 г.)
  8. Федеральный конкурс робототехники Кубок «Технолаб». (Томск, 21-22 мая 2015 г.)
  9. Отборочные тренировочные сборы WRO-2015. (г.Иннополис, Татарстан, 10-20 августа 2015г.)
  10. Выставка «УчСИБ», на которой была представлена лаборатория робототехники. (Новосибирск, 12-15 марта 2015 г.)
  11. Приза Планетария «Планета роботов-2015», в рамках которого лаборатория робототехники выступила организатором соревнований (Новосибирск, 21 марта 2015 г.)

12.  Открытый Фестиваль по робототехнике Кировского района (Новосибирск, 25 марта 2015 г.)

13.  Сибирский форум индустрии информационных систем (СИИС) в Технопарке, на котором Николай Пак выступил в качестве спикера (Новосибирск, 23-24 апреля 2015 г.)

  1. Выставка «Технопром-2015», на которой лаборатория робототехники представила свои робототехнические разработки и достижения (Новосибирск, 4-5 июня 2015 г.)
  2. Фестиваль технического творчества «Технофеста», на котором Городской центр проектного творчества организовал площадку «Карта технотворчества» (Новосибирск, 27 июня 2015 г.)
  3. Фестиваль «НСК-техно», на котором лаборатория робототехники продемонстрировала роботехническое творчество (Новосибирск, 16-17 сентября 2015 г.)

17.  Областной новосибирский фестиваль по робототехнике в лагере имени Олега Кошевого. Сотрудники лаборатории робототехники приняли участие в соревнованиях в качестве судей. (г. Бердск, 25-26 апреля 2015 г.)

И другие.

 

Подготовка проектов инновационной направленности

2 проекта

 

  1. Городские Дни науки для школьников – научный город Научбург


Проект представляет собой новую концепцию вовлечения школьников в городские научные контексты и профессиональную научную деятельность.

 

Для того чтобы школьники занимались наукой и становились учёными и инженерами, чтобы происходили открытия, разрабатывались и производились эффективно решающие существующие проблемы технологии, программы, вещества, лекарства, устройства, механизмы, материалы и т.п., - нужны новые пути в науку для школьников.


Образ, который откроет эти пути для школьников, для будущих молодых учёных, - это город науки, город Научбург. В нём каждый день – день науки. В обычном городе школьникам открыто очень ограниченное количество пространств, а в научные учреждения – институты, лаборатории, опытные производства – их могут пустить только разве что с экскурсией и то не везде. Город Научбург открыт для ребят и состоит из лабораторий: Лаборатория урбанистики, Лаборатория экологии, Лаборатория игровой механики, Лаборатория идей, Лаборатория естественных наук, Лаборатория робототехники.

 

Проект предлагает взглянуть на науку по-новому: не только через научные достижения великих ученых, но и увидеть науку во всем, что нас окружает – все области нашей жизни могут являться предметом исследования или методом, через который мы движемся к научным достижениям.

 

Игровая научная среда лабораторий позволяет школьникам стать активными горожанами, исследователями, преобразователями, экологами, оценить последствия от собственных действий, увидеть взаимосвязи между уравнениями и высказываниями великих ученых, на чьи научные открытия мы опираемся и сегодня.

 

Игровой формат позволяет начать свой путь в науке уже сегодня, освоив роль исследователя, учёного, инженера.

 

Проект был апробирован в рамках городских Дней науки, которые состоялись 21-23 мая 2015 года в ГПНТБ СО РАН.

 

  1. Проектно-профориентационный научный модуль

 

Проектно-профориентационный научный модуль был разработан МАУ «ГЦПТ» специально для Фестиваля науки, который состоялся в ГПНТБ 9-10 октября 2015 г.

 

Проект призван изменить представление у школьников, студентов и жителей города о науке, деятельности ученых, продемонстрировать науку, научную мысль и разработки мировых и сибирских ученых в доступной живой форме и не в академическом формате. Для решения этой задачи необходимо было разработать новые форматы с использованием игровых технологий и соблюдающие глубину научного подхода.

 

Проектный модуль состоит из профориентационных и проектных игровых форматов.

 

Профориентационный блок позволяет сориентироваться в деятельности:

  • исследователя (игровой формат «Ньютон»),
  • инженера (игровой формат «Эйфель»)).

 

Проектный блок призван в доступной форме продемонстрировать принцип построения научных исследовательских гипотез и то, что подразумевает исследовательская деятельность ученого, в чем состоит проектный метод:

  • проектный формат «Лаборатория естественных наук»,
  • проектный формат «Лаборатория идей»

 

В процессе прохождения форматов участники:

  • Получают реальное представление о сути профессий.
  • Получают опыт деятельности в интересующей профессиональной сфере.
  • Узнают о качествах, необходимых для определенных профессий, чтобы начать их целенаправленное развитие.
  • Приобретают уверенность, как в командной, так и в индивидуальной работе.
  • Получают возможность как для профессионального, так и для общего развития.
  • Получают представление о принципах построения учеными проектных и исследовательских гипотез.
  • Навыки самостоятельного поиска путей решения проблемы или задачи.
  • Узнают о характере исследовательской работы ученого.
  • Приобретают уверенность, как в командной, так и в индивидуальной работе.
  • Получают навыки разработки проекта и работы в проектном ключе.
  • Приобретают навыки защиты проекта.

 

 

21.12.2020

КАМПУС продолжается! Мы приглашаем всех резидентов и их родителей на нулевое занятие «Пятой смены» Кампуса!

«Пятая смена» Кампуса – это индивидуальная работа наших специалистов с каждой проекторной командой. Сценарии работы с проектами могут быть разными, все зависит от логики проекта и целей команды.

Нулевое  занятие для всех

 

  • кто оформил заявку  https://clck.ru/S8BqV
  • и желает продолжить работу над своим проектом кто хочет стать участником отраслевой олимпиады или конференции
  • кто готов получить грант/поддержку инвесторов
  • сделать прототип
  • что-то ещё, чтобы проект жил и развивался

 

Вариантов дальнейшего движения может быть много. Какой из них подойдет именно вам, об этом поговорим на нулевом занятии.

Занятие индивидуальное - с каждой проектной командой персонально.
Занятие длится час в виде консультации.

 

21.12.2020

 

Детская фабрика игрушек – проект, который изначально задумывался как производство, на которое может прийти подросток и применить на практике уже имеющиеся у него знания и навыки. Еще два года назад мы видели, что компетенции школьников значительно выросли: школьник вначале 2010-х и сейчас – это разные школьники.

Качественные изменения в компетенциях молодежи произошли благодаря внедрению специализации в школьную систему образования, благодаря дополнительному техническому образованию и участию детей в престижных отраслевых олимпиадах. Сейчас учащийся физмат школы или 15-летний участник международных отраслевых соревнований – ценный кадр для высокотехнологичных производств и it-компаний.

Мы подумали, что возросшие компетенции школьников можно применять уже сейчас, предоставляя им достойную альтернативу сезонных подработок в сфере городского благоустройства и общепита.

Мы договорились о том, что Детская фабрика игрушек станет местом, где школьник может реализовать себя, получать реальный трудовой опыт и наращивать свои компетенции, чтобы уже более осознанно и взвешенно подойти к вопросу выбора профессии.

10.12.2020

 

Где можно поиграть в наши игрушки?

Игрушки «Детской фабрики игрушек» пока доступны только зрителям театра «Глобус». Ближайшая встреча с нашими играми возможна 12 декабря. В этот день будут показывать «Злыдня-Зловредня в Коробочном царстве».

После Нового года мы играем в игры и игрушки

4 февраля – после спектакля «Гуси-лебеди»  

25 и 26 февраля – снова после «Злыденя-Зловреденя»

27 и 28 февраля – после спектакля «Перья и хвосты»  

 

Почему мы играем в игры только в театре?

Наши игрушки мы называем контекстными, это значит, что они «работают» в связке с культурным текстом. В случае с театром таким текстом выступает спектакль, поэтому наши игры  «играются» в игровой гостиной театра сразу после спектакля, когда впечатлений у зрителей много.