Форсайт-технологии. Внимание, говорит ребёнок!

  Форсайт – это такая технология, которая позволяет заглянуть в будущее, посмотреть, а что же будет через 30-50 лет. Вопреки нашим представлениям о времени, будущее не одно, не такое как прошлое, строго определенное и неотвратимое; их – будущего – много. Оно как несколько дорог, выбирай, какая больше понравится! Форсайт, как раз и занимается выявлением этих дорог, он рисует нам возможные образы будущего, исходя из знания о настоящем. Чтобы с наибольшей точностью определить векторы развития, надо иметь четкое и полное представление о нашем настоящем: о вызовах и угрозах, тенденциях и проблемах, неизбежностях и потенциалах современности. Для этих целей разработали множество сложных и  не очень сложных процедур, которые все вместе называются форсайт-технологией, и проводятся они в несколько этапов, которые называются сессиями.

Как  правило, форсайт-сессии – это исключительно взрослое мероприятие для умных и очень умных взрослых, для экспертов  самых разных направлений. Является ли школьник экспертом? Очевидно, нет! Что он может сказать, тем более про будущее?! Он еще маленький, он еще учится. Справедливы возражения: технология сложная, знаний о реальности нет, потому что нет реального опыта взаимодействия с миром. Школьник ни за что не отвечает. Как он может проектировать будущее? Его представления иллюзорны, и все что он спроектирует, будет такой же иллюзией.

Однако, справедливы и ответные возражения: форсайт дает видение будущего на 5-20 лет вперед, иногда больше, и имеет смысл только, если участники сессии сами намерены воплощать в жизнь желаемый вариант будущего. Невозможно разработать «дорожную карту» и отдать её на реализацию посторонним компетентным лицам. Смысл форсайта в том и заключается, чтобы за время общей и долгой работы «сколотить» группу прорыва, команду энтузиастов, которые готовы инвестировать свои деньги, время и усилия в ими же увиденный вариант будущего.

Сегодняшние подростки в ближайшие 2-5 лет совершат один из важнейших выборов своей жизни: они выберут свой профессиональный путь и начнут трудовую деятельность. Как сегодняшний школьник будет воплощать и приближать то будущее, на проектирование которого его не позвали? Вопрос остается открытым.

Часто ли молодые люди в возрасте от 13 до 17 лет задаются вопросами: в какой век я живут, что происходит в мире и в стране, где моё место, что я могу сделать сейчас для моего завтра, какую дорогу выбрать, как не ошибиться с выбором пути, как соотносятся мои склонности и способности с мировыми тенденциями и вызовами, противоречат ли мои желания, видение моей будущей профессии с тенденциями рынка?

Есть предположение, что в этом возрасте люди так вопросы не задают. Так задавать вопросы может только опытный взрослый, например, родитель. Ребенок же их попросту не может толком сформулировать. Означает ли это, что сегодняшний ребенок не может знать ответов на вопросы о будущем, если он их толком сформулировать не может? Конечно, нет! Детей беспокоит будущее, выбор профессии для многих мучителен. Это убеждает нас, что с той стороны – от школьников – есть запрос на видение будущего.

В российской практике есть опыт вовлечения подростков во взрослые дискуссии. Существует даже методика «детского форсайта». К сожалению, эпизодов совместной работы взрослого и ребенка над единым вариантом будущего мало, и они скорее не про сотрудничество, а про наставничество. Почему так?

У Городского центра проектного творчества есть на это ответ: никто из сторон не подготовлен к диалогу, ни «умные взрослые», которые проектируют и приближают будущее, ни «неокончательно повзрослевшие дети», которым в этом будущем жить.

В настоящее время в «недрах» Городского центра проектного творчества проектируется такой форсайт, который бы включил ребят 13-17 лет, как экспертов и разработчиков, в проектную работу взрослых. Благодаря многолетней работе с детьми в проектном ключе, специалисты Городского центра имеют такую компетенцию, которая позволят устанавливать диалог между взрослым и ребенком на паритетных условиях, делает возможным разговор поколений.

01.10.2018

Смотрите, что мы придумали! Это будет WOW-событие. По крайней мере, нам этого очень хочется.

Итак...

Может быть вы ищите себе занятие по душе или думаете чем занять друзей в ближайший выходной? 
Может быть вы – родитель и хотите организовать полезный, увлекательный и недорогой досуг для своих детей? 
Может быть вы – учитель и находитесь в поиске общего контента с подрастающем поколением? 
Может быть вы – студент и хотите прокачать свои способности ещё и в сфере игровых технологий? 

Если вы нашли себя в этом списке или даже не нашли, но вы любите играть, и вам интерсно узнать что-то новенькое об играх, тогда приглашаем вас на наш Городской Фестиваль Игры "Ход котом" 2018!

10.09.2018

Бывало ли у вас такое, чтобы ваше впечатление о ком-то сначала было резко отрицательным,  вплоть до отвращения, а потом вдруг менялось на благоприятное буквально за считанные часы? 

Со мной это произошло недавно 7 сентября, в тот день, когда я пыталась «поймать лето».

А дело было так. Спешу я на площадь Ленина – именно  там проходил фестиваль «#ЛовиЛето». Спешить пришлось через двор. И что я вижу? Пятеро подростков предположительно  разного пола, одетые как подростки, ВНИМАНИЕ, сидят в детской песочнице и что-то курят, что-то пьют.  А что я слышу? Слышу, как Он самозабвенно поет в микрофон песню. А весь смысл и пафос этой песни сводится к тому, как Он одурачил девчонку, как та страдает, бегая за ним, и как Он от этого счастлив! В эту минуту мне стало страшно! Боже, что такое он поет, и что в головах у этих несчастных! – подумала я. Остановив уже было забурливший поток рассуждений о судьбах молодежи и нашей Родины в целом, я поспешила еще быстрее от этих неприятных мне звуков.

23.07.2018

Ответ: “В Городском центре проектного творчества”.

Дело в то, что летом программа “Ранняя подготовка инновационных кадров” переходит в свой профориентационный модуль. Альтернативная занятость подростков - часть программы РПИК. - поясняет Юлия Гридина, куратор программы, - Она дает ребятам возможность попробовать разные виды деятельности: от работы вожатым на летних детских площадках до организатора события городского масштаба”. 
В это раз юбилей Новосибирска послужил поводом для проведения масштабного для Городского центра форсайт-марафона с участием старшеклассников и студентов из 12 учебных заведений города. На протяжении трех нелегких форсайт-сессий школьники моделировали образы будущего нашего города, студенты же, художники-иллюстраторы и скульпторы, визуализировали эти образы в самых разных техниках. Выставка получившихся работы украсила парк у театра “Глобус”  в День города 24 июня 2018 г. 
И знаете, что я вам скажу: сделать выставку картин не простое дело, как может показаться с первого взгляда. Это совсем не про то, как вбивать покрепче гвозди в стену и развешивать на них картинки. Нужно учитывать особенности открытого пространства, контрастность работы по отношению к фону, на котором она расположена, продумывать логику движения посетителей выставки и многое другое, о чем вы даже не догадывались, а оно есть! Наши практиканты узнали о многих нюансах экспозиционного дела и об обязанностях экспозиционера от архитектора Вугар Кулеева. 
“Это была настоящая трудовая практика, - делится своими впечатлениями куратор проекта Юлия Гридина, - ребята красили, клеили и монтировать стенды, дорисовывали плакаты, советовались с экспозиционером: в каких комбинациях удачнее расположить работы”.
Организовать выставку -  только полдела. Чтобы посетитель выставки не заскучал и не прошел мимо, так и не осознав всей масштабности наших мыслей, ребятам было предложено создать на выставке “интерактивчик”. И вот так был придуман квест “Новосибирск: из прошлого в будущее”. Ребята самостоятельно продумали логику квеста, задания на станциях и изготовили весь необходимый материал. За 4 часа работы  на площадке в квесте приняли участие более 100 горожан! Это был реальный опыт, и он оказался успешным…
Снова слово Юлии Гридиной: “Подобная деятельность позволяет взглянуть на праздник изнутри: на самом деле это долгие дни подготовки, десятки предложенных и отвергнутых вариантов, огромный вклад невидимых с первого взгляда людей”.
Другим направление проекта “Альтернативная занятость подростков” стало сотрудничество с Новосибирским штабом трудовых отрядов.  Творчески настроенные бойцы активно включались в деятельность Школы блогеров и Школы дизайнеров. Они выступали в роли помощников организатора: сопровождали подопечных на прогулке, играли с детьми, помогали накрывать на стол… И главное - дарили хорошее настроение и творческий заряд! Ведь без того и другого деятельность участников Школ не привела бы к нужным результатам! 
Ребята, если хотите стать участником проекта “Альтернативная занятость подростка”, пишите сообщение в нашу группу вОтвет: “В Городском центре проектного творчества”.

Дело в то, что летом программа “Ранняя подготовка инновационных кадров” переходит в свой профориентационный модуль. Альтернативная занятость подростков - часть программы РПИК. - поясняет Юлия  Гридина, куратор программы, - Она дает ребятам возможность попробовать разные виды деятельности: от работы вожатым на летних детских площадках до организатора события городского масштаба”. 

В это раз юбилей Новосибирска послужил поводом для проведения масштабного для Городского центра форсайт-марафона с участием старшеклассников и студентов из 12 учебных заведений города. На протяжении трех нелегких форсайт-сессий школьники моделировали образы будущего нашего города, студенты же, художники-иллюстраторы и скульпторы, визуализировали эти образы в самых разных техниках. Выставка получившихся работы украсила парк у театра “Глобус” в День города 24 июня 2018 г.