Что на самом деле скрывается в докладах участников сессий?

10 октября участники программы "РПИК" решали задачу о взаимодействии общественных институтов со школьниками и студентами.

Проектируя задачу для этой сессии, мы рассчитывали на высокую активность молодежной аудитории. Мы думали, что тема благодатная, что достаточно спросить «а чего же вы действительно хотите», и ребята начнут свободно высказываться,  делиться мечтами и генерировать идеи. Мы были почти уверенны, что нас ждут жаркие дискуссии, неудобные вопросы, озарения, смелые мысли, достойные доклады… что мы многое поймем про молодежь, обобщим и напишем сильный текст о реальных запросах молодежи, а потом окрыленные новыми знаниями, разойдемся думать, как бы это все воплотить в жизнь.

Но этого не случилось…

 

Молодежь упорно не хотела сознаваться. Не то, чтобы она безмолвствовала, она  просто не проявляла себя. Практически все, о чем говорили участники сессии, было про то, как форматировать, подгонять под определенный стандарт и воспитывать до нужного состояния своевольного ребенка,  то есть себя!

Задача звучала таким образом: «Смоделировать систему взаимоотношений общественных институтов со школьниками и студентами».

6 групп общей численностью 50 человек представили своё видение решения этой задачи.

Напомним, что правильных решений онтологических задач, которые решают школьники на сессиях, не существуют. Все решения имеют место быть. Эксперты оценивают решения на верность их внутренней логике. Кроме того, такие задачи позволяют сделать скрин социальной ситуации, услышать, о чем на самом деле говорят ребята, когда решают задачу.

 

 

В этот раз то, что мы услышали, вызвало состояние легкого шока и недоумения.

Молодые люди сами того не понимая сняли с себя кальку и продемонстрировали реальное отношение условных взрослых институтов по отношению к себе. А именно – стандартизацию, утилизацию и сдерживание. Страшнее всего то, что они соглашаются с таким отношением и, более того, как будто бы не видят и не ищут альтернативы.

Показательным был доклад про коробку одной из групп. В нем прозвучала идея сажать детей в коробку с виртуальной реальностью, чтобы подтянуть их дисциплину и, в целом, воспитать «нормальных» людей.  По мнению докладчиков в этой коробке ребенок получит ценный опыт взаимодействия с миром людей и вещей без ущерба для реального мира.

 

Коробка, как образ изоляции от общества без обратной связи для ребенка, возникла неслучайно. По мнению Геннадия Асиньярова, научного руководителя МАУ «ГЦПТ», изоляция и отсутствие обратной связи от взрослых – это реальность, в которой живут школьники. Они говорят о ситуации, в которой сами находятся, выдавая её за решение задачи. Конечно, они этого не осознают, они верят, что придумали решение, а на самом деле списали с себя.

Мы можем лишь предполагать, что та самая коробка –  изоляция и формирование «нормального» человека – является причиной не проявленной субъектности в школьниках.  Их собственные мысли, идеи и позиции относительно каких-то социальных норм НЕВОСТРЕБОВАНЫ взрослым миром. Поэтому школьники не имеют привычки их предъявлять, отсюда произрастает безынициативность и отсутствие их ЛИЧНОГО мнения. А то, что выдаётся за личное, является ни более, чем заученным чужим знанием.