Понедельник начинается в четверг

В известной книге братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» передана удивительная атмосфера первооткрывательства, ощущение науки как самого уникального приключения в жизни. Молодые пожилые ученые спорят, увлекаются, изобретают волшебные палочки. Конечно, это фантастика. Однако нечто подобное мы могли наблюдать в реальной жизни, и совсем неподалеку от нас.

Теория открытий

В начале апреля, а именно в четверг 2-го, в среду 8-го и четверг 9-го апреля 2009 года, Городской центр проектного творчества совместно со Второй Новосибирской Гимназией и Авторской школой «НООГЕН», при поддержке департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии Новосибирска организовал научно-практическую конференцию «Математика будущего», в которой приняли участие одновременно школьники, студенты, ученые и эксперты. Причем школьники были главной движущей силой этой конференции. Они решали задачи, которые до сих пор либо не имеют ответа в мировой науке, либо никогда даже не ставились. Так, например, дети (которые представляли в основном Вторую Новосибирскую Гимназию и Гимназию №12) разрабатывали теорию открытий и пробовали на ее основе предсказать открытия, которые будут совершены в ближайшие 30 лет.

Наука во время рыбалки в «пруду открытий»

Были предложены самые разнообразные модели и подходы. В одной из теорий рассматривалась модель параболического «пруда открытий«: вероятностный закон поиска открытий в этом пруду очень напоминает вероятностное распределение, возникающее при обычной рыбалке, и описывается, по мнению группы, одновременно формулами теории вероятности и параболической функции. Характерно, что авторы разработки учатся в 5-м классе. Некоторые предложенные модели позволяют корректно описать то, что ранее считалось лишь удивительными совпадениями, как в науке, так и в человеческой истории. Даже классическая спиралевидная теория развития в детском изложении приобрела радикально новый вид и в таком изложении очень впечатлила серьезных ученых, выступавших на конференции. «Удивительно, - сказал кандидат геолого-минералогических наук Константин Кобзарь, обращаясь к докладчикам из 5-го класса 12-й гимназии, - насколько интересные идеи предлагаете вы, дорогие коллеги. Да, да, именно коллеги, позвольте мне вас так называть».

Рождение новой науки «Математика знаний»

На конференции рассматривалась и другая задача: разработать математику знаний. Фактически от детей требовалось заложить основания новой науки. Была сделана попытка с помощью точной науки описать или хотя бы учесть субъективные факторы, свойственные знанию. У одной группы даже получилось уравнение, сплошь состоящее из «субъективных переменных» и коэффициентов. Чрезвычайно интересны были попытки определить «единицу» знания и модель запоминания в виде сита. И конференция показала, что дети способны не только фантазировать, но и мыслить вполне научно.

Сам себе ученый, исследователь, научный руководитель

Одним из условий конференции было то, что дети самостоятельно, без привычной формы научного руководства проводили свои исследования. Таким образом, они находились в свободном полете мысли. Однако, за каждой проектной группой юных исследователей был прикреплен координатор, который был призван облегчить коммуникации детей и выполнять функцию первого эксперта, указывающего на проблемы решения.

Дети и взрослая наука

Было ли это лишь игрой в науку? «Конечно, нет, - считает кандидат биологических наук,автор технологии «НооГен» Геннадий Асиньяров. - Детским работам были свойственны все необходимые признаки научности. Дети исследовали уже существующий научный и фактический материал, анализировали его и выдвигали собственные, порой революционные гипотезы, которые защищали в научной дискуссии перед лицом маститых экспертов. Чем же это отличалось от науки? Разве что тем, что форма представления научных разработок выглядела не классически научной».

Устаревшее или инновационное?

В самом деле, вместо компьютерных презентаций и пухлых распечаток в скоросшивателях дети «опирались» на рисованные от руки плакаты. Организаторы считают это одним из главных достоинств конференции. «Очень важно, чтобы дети оставались детьми, - считает руководитель Городского центра проектного творчества Надежда Андреева. – Не слишком трудно научить ребенка пользоваться компьютером, гораздо труднее его от компьютера оторвать. Наука движется не компьютерами, наука движется умами. Заставьте десятилетнего ребенка пользоваться всеми модными техническими средствами, и в его работах останется лишь форма и из нее уйдет мысль: ребенку станет просто не до размышлений».

Кто в ответе?

Еще в августе прошлого года мэр Новосибирска Владимир Городецкий отметил необходимость развития и взращивания интеллектуального ресурса города со школьной скамьи и создал специализированный центр: Городской центр проектного творчества. Этот центр в свою очередь предложил несколько новых форматов по подготовке инновационных кадров, одним из которых являлась и прошедшая конференция. Конференция проходила 3 дня: 2, 8 и 9 апреля, ее задачей было раскрыть интеллектуальный ресурс сегодняшнего школьника и показать его научное чутье в разработке научных проблем.

Взгляд изнутри

Галина Сухова, ученица 10 «А» средней образовательной школы №187: «Я как лауреат 28-й городской научно-практической конференции в секции «Химия и экология человека» и как участница конференции «Математика будущего» обнаружила серьезные отличия между ними, которые заключаются в том, что на обычных конференциях детей заставляют учить то, что было уже ранее открыто и создано, идти «по чужим стопам», повторяя путь других людей. Своего ты ничего не вносишь. Для науки разницы нет. А конференция «Математика будущего… В ней дают возможность ребенку высказать свои идеи, свое видение глобальных проблем и открытых вопросов. Здесь нам дают возможность высказать свою логику».

Материал подготовили:
Сергей Анциферов
Софья Шулепова

24.04.2018

 

18 апреля в ГПНТБ СОРАН состоялся последний этап форсайт-марафона «Образы будущего Новосибирска».

Учащиеся школ города Новосибирска представили свои доработанные и детализированные проекты на тему будущего Новосибирска. В этот раз, как и прежде, подростки рассматривали пространство и жизнеустройство города через призму собственных интересов и своих представлений о комфорте, удобстве и порядке в городе. И что же получилось на этот раз?

В представлении школьников наш город в будущем станет еще более динамичным, темп жизни города ускорят индивидуальные типы транспорта, которые будут работать на более высоких скоростях и доставлять своих пассажиров в считанные минуты.

В быстром темпе города, процесс приготовления еды будет полностью отдан в руки специальных аккредитованных фирм, которые будут особым способом, пока не скажем каким, доставлять наборы готовых блюд на дом, в университет, на работу или куда предпочитаешь!

Горожане в будущем все поголовно должны будут иметь чип для большей безопасности, как это отразиться на других сферах жизни и самосознании человека пока не ясно. Жители города обнаружат вкус личного общения, оно будет цениться выше чем, общение через интернет, которое, к слову сказать, обретет свойство трёхмерной картинки: видеосвязь позволит наблюдать пространства, из которых общаются собеседники.

05.04.2018

3 апреля в школе № 66 в рамках форсайт-марафона к 125-летию города Новосибирска прошла первая форсайт-сессия для учащихся восьмых классов. Ребятам была предложена задача: придумать, как будет устроен город , если в этом городе будут жить только дети.

 

Дети с большим энтузиазмом решали задачку. Впервые им представилась возможность  самим определять, как передвигаться по городу, какие места посещать, где гулять, где жить и как развлекаться. На сей раз, строгий и заботливый, взрослый отдыхает, его просто не пустили на время в мир, который принадлежит ребенку.

 

А теперь, господа взрослые, а также их родители, хотели бы вы послушать, как на самом деле хотят жить наши дети, и какой образ будущего они рисуют в своем воображении? Если да, то тогда пристегнитесь!

29.03.2018

Дорогие друзья, совсем скоро в Городском центре стартует марафон форсайтов, приуроченный к празднованию 125-летия со дня основания города  Новосибирска. Мы не могли оставаться в стороне от юбилейного дня города и, размышляя над вопросом «а что же подарить нашему любимому городу», мы пришли к единодушному мнению: мы подарим Новосибирску Будущее! Будущее глазами подростка, многоликое, оригинальное, живое и вдохновляющее! Как мы это сделаем?


Рецепт создания будущего прост, записывайте!

Мы берем старшеклассников, это такие дети, которые вовсе и не дети, а с виду взрослые, но ведут себя как-то странно, им обычно по 13-17 лет.

Затем погружаем их в «специально приготовленную» среду онтологического моделирования. Даем старшеклассникам «задачку открытого типа», которая заведомо не имеет однозначного и правильного решения. Осторожно: на этой стадии идет разрыв шаблонов, глубокое «разоформление», возможно у кого-то «сорвет башню».