ЭКОЛОГИ(К)А

Можно ли быть прогрессивным и экологичным одновременно в современном мире? Можно ли формировать экологические привычки? Что экологичнее – убирать леса от мусора или помочь нуждающемуся? Кто за нас решает, как нам жить? С чего начинается экология?

На эти и другие вопросы пробовали ответить школьники – участники 3-го (выпускного) года программы «Ранняя подготовка инновационных кадров», у которых с 17 по 19 ноября на базе Городского центра проектного творчества состоялась проектная сессия.

 

Не все призывы одинаково полезны

Многие думают, что экология – это про уборку рек и лесов от мусора, про то, как спасают животных от разлива нефти и про то, что носить мех животных негуманно. Нас часто просят задуматься о ком-то или о чем-то, постоянно куда-то навязчиво призывают, но почему-то вместо готовности помочь в нас просыпается какое-то противоречивое чувство и ощущение, что эти идеи нам навязываются, и быть заодно с этими людьми совсем не хочется.

Почему возникает такое чувство? Быть может, причина кроется в том, что экологические активисты часто совсем неэкологическими действиями стремятся достигнуть своей цели? Например, спасая животных в каком-нибудь океане от разлива нефти, сами же плывут на средствах, использующих бензин или дизельное топливо, или при очистке водоемов от мусора используют полиэтиленовые мусорные мешки.

 

Совсем другое дело, когда нас не призывают, а мы сами как бы совершаем какой-то выбор. Рассмотрим пример: кто-то, для кого важна гармония со своим телом, из раза в раз начнет приносить на полянку в парке, через который ежедневно пролегает наш путь, коврик и начнет заниматься, например, йогой. Сначала у нас проснется интерес и любопытство, а потом мы и сами задумаемся, не пойти ли тоже на эту полянку заниматься йогой. [Об этом было решение группы №5.]

 

Кнут или пряник

 

Все мы можем вспомнить примеры из детства и подростковой жизни, когда родители говорили или даже навязывали нам, то как мы должны одеваться, как нам поступать, в какие кружки нам ходить. Это не вызывало никакой другой реакции, кроме как желание противопоставиться и сделать ровно наоборот. Вроде бы человек сам готов брать ответственность за себя и самостоятельно решать, что для него хорошо, а что плохо. Даже если то, что на самом деле плохо становится тем, что хорошо. А все потому, что человек – существо сложное.

 

Мы часто действуем по привычке, не осознавая, не рефлексируя себя: мы несемся сломя голову, не замечая, как мы проходим мимо того, кто нуждается в нашей помощи, как завязываем шнурки, как водим автомобиль. Мы стараемся не замечать, а потом и не принимать никаких действий. Мы как бы в коконе, в забралах, которые не позволяют нам увидеть еще кого-то, кроме себя. На помощь нам бы здесь пришел эмоциональный тренажер, который сделал из нас не роботов, а настоящих людей. [Об этом решение группы №3.]

 

За человека часто решает привычка или какой-нибудь субъект «сверху», который знает, какое решение нужно принять. И, пожалуй, только в какой-то экстремальной ситуации, когда есть смертельная опасность или угроза жизни, у нас включится мышление, и у нас, наконец, появляется возможность задуматься над тем, какое самостоятельное решение принять. [Об этом было решения групп №2 и 6.]

 

Когда мыслить вредно

 

Значит, получается, что мышление, а уж тем более экологическое мышление, включается у нас не всегда, и многие действия мы совершаем по привычке. Вообще странно было бы, если бы наше мышление включалось при любом даже самом простом действии. Представим себе, что зубы мы чистим не по привычке, а каждый раз в недоумении смотрим на щетку и заново воссоздаем то, как нам действовать. Это было бы очень странным.

 

Как настроить компас

Становясь взрослее, переставая бунтовать и начиная принимать правила игры в обществе, человек просто не мыслит себя без них. Нарушил – вот тебе электрический разряд, он же штраф. И мы тут же понимаем: да, было больно, в следующий раз так делать не буду.

 

Если нам никто не диктует, как себя вести, нам крайне сложно выстроить свои ориентиры и настроить свой внутренний компас на то, как правильно поступить в той или иной ситуации. Нам бы с кого-то взять пример. Но как определить, что у того, за кем мы пойдем, окажутся чистыми помыслы, такими, которые будут соответствовать нашему внутреннему «я». Если речь идет об экологичности себя с пространством, то самым верным учителем может стать сама природа. [Об этом было решение группы №1.]Человек берет ресурсы, потребляет их и выбрасывает. Природа же действует иначе. Вспомните лес весной: растения и деревья черпают влагу, полезные микроэлементы, а осенью сбрасывают листву, которые будут переработаны снова в полезные вещества за зиму.

 

Правила – прерогатива избранных

Когда же речь идет о том, что в обществе жестко не задано, то мы сами способны начать выстраивать свою внутреннюю позицию или отношение к чему-нибудь. Например, если ощущаем неэкологичность себя в пространстве или с пространством, то, при желании, мы способны подвергнуть себя добровольному эксперименту и как бы вживить себе чип или «очки», которые нам будут сигналить в те моменты, когда мы сами действуем неэкологично. Получается, что это гораздо более продуктивно – самим начать действовать, чем обвинять других во всех смертных грехах и ждать, что кто-то придет и сделает нам хорошо. [Об этом было решения групп №4 и 8.]

 

Одним из проявлений осознанного отношения к себе, ответственности за самого себя и пространство вокруг себя являются экопоселения. Уже сейчас их насчитывается огромное количество. Люди, понимая, что жизнь в городе с автомобильными пробками, загрязненным воздухом, системой отношений, их не устраивает, добровольно отказываются от такой жизни в пользу пространства, где они сами со своими единомышленниками вправе установить свои законы и правила. [Об этом было решение группы №7.]

 

 

 

 

С чего начинается… экология

 

В последнее время жители крупных городов все чаще обращают внимание на экологичность или неэкологичность пространства вокруг себя. Одни активно чистят пруды, реки, леса от мусора, другие пробуют обрести гармонию в себе и быть полезными другим людям, третьи предлагают отказываться от благ цивилизации и прогресса: например, не покупать в магазине молоко в пластиковой упаковке.

Но правильный ли это путь или шаг назад?

 

С чего начинается экология? Задумываетесь ли вы над тем, как вы чистите зубы – закрываете ли вы при этом кран? Пошли есть на кухню бутерброд – выключаете ли свет в комнате, из которой вы вышли? Ненужный хлам в доме – выбрасываете ли или отдаете нуждающимся?

 

Возможно, за экологией не так далеко нужно ходить и даже ездить, чем кажется, и достаточно начать с себя.

 

                                                                                          Софья Гаврина

Уважаемые участники отборочного конкурса для программы «Концептуальное проектирование»! Обработаны все работы участников конкурса.  Результаты перед вами: Конкурсные баллы

Что такое программа "Концептуальное проектирование" и как она может помочь эффективнее решать образовательные задачи современной школы?

Начать следует с того, что в этой программе участники будут заниматься онтологическим моделированием в рамках уникальной педагогической технологии "Нооген". Что стоит за этим термином? Давайте разбираться.


27-28 ноября прошел первый в этом году интерактивный лекторий из цикла "Эхолот".  Первый из пяти лекториев был посвящен химии. Участники должны были сконструировать химии своих миров, отталкиваясь от принципа Ле Шателье, о котором им прочитал лекцию преподаватель Сибстрин, кандидат технических наук Алексей Николаевич Машкин. Предлагаем вам расшифровки финального слова экспертов этой сессии: Асиньярова Геннадия Захаровича и Машкина Алексея Николаевича.