Неоднородный мир: будущее и традиции.

Сначала официальная информация. Кто-то может сразу перескочить в следующий абзац, где я начинаю излагать своё совершенно субъективное мнение, а кто-то всё-таки узнает, что…  29-30 марта в Академгородке впервые прошёл отборочный конкурс в муниципальную программу «Ранняя подготовка инновационных кадров». В нём приняли участие более 70 школьников 5-8 классов 7 школ Академгородка и еще 3 школ (Кольцово, ОбГЭС, Нижняя Ельцовка). Конкурс прошёл в форме проектной сессии с решением парадоксальных ноогеновских задач, с имитационными играми «Полигонами», в которых участники моделируют физические, химические, механические и другие процессы, с игрой «Лабиринт», объединяющей творческие задания, направленные на развитие самых разных способностей школьников.

На этом моя объективность заканчивается.

 

А дальше... Субъективные заметки после конкурса в Академгородке


Когда Академгородок строился, то его основатели предполагали, что учёные, которые будут жить и работать в нём, получат возможность постоянного общения с коллегами, окажутся в уникальной среде пропитанной научными проблемами и идеями. В общем-то сначала так и получилось.

 

Всё начало меняться в 90-х, изменилась социальная ситуация, совсем другие разговоры захватили улицы, кухни, аудитории и коридоры институтов. Это были разговоры о бизнесе, о деньгах, о том, как выжить, о тех, кто устроился лучше, и о тех, кто совсем не понимает, что произошло со страной. И хотя сегодня «как выжить» постепенно меняется на «как жить», тех разговоров о науке, о будущем, об открытиях и изобретениях, ради которых, в том числе, создавался Академгородок, почти не слышно. А если наука не возникает, как слово, как идея, как мечта, как образ, то и до воплощения в открытиях, разработках, изобретениях, технологиях пока ещё далеко.

 

Особенно важно создать образ науки для сегодняшних школьников, для тех, кто может завтра её, науку, создавать. И во время конкурса я увидел, что происходит, когда встречаются два способа построения образа будущего, образа науки. О втором речь пойдёт почти в самом конце текста, будьте внимательны. О первом сейчас. Первый предлагает технология НооГен. Её изюминка - парадоксальные задачи, при решении которых группы школьников выстраивают модели «невозможных-возможных» миров или новые предметности, новые теории.

 

В первый день конкурса 10 групп школьников решали задачу «Придумать мир, в котором пространство неоднородно». Моделируя такой мир, группы фактически выстраивали научную картину. Разбирались, как он может быть устроен, какие законы в нём действуют. Будь то «рыбий мир» с его особенной физикой и биологией или мир «двух точек, отличающихся во всём между собой», который уводит аудиторию в философско-математическую абстракцию с абсолютной неоднородностью пространства. Такие построения с одной стороны задействуют школьные знания, с другой обусловливают появление совершенно новых мыслей, другой логики. (По сути моделируется ситуация настоящего научного исследования. Когда правильно поставленный вопрос обнажает противоречия, и исследователь ищет новый способ описания. Описания, в котором эти противоречия разрешаются.)

 

На следующем этапе конкурса модель проэкспертировали коллеги разработчиков на предмет логичности описания, логичности построенной теоретической модели. В качестве придирчивых экспертов выступили и сами школьники, и сотрудники ГЦПТ, среди которых были «и физики, и лирики», и независимые эксперты, специалисты в области математики и архитектуры, теории управления и медицины и т.д.

 

Задача второго дня перевела участников конкурса из чисто исследовательского описания научных картин возможных миров в моделирование управленческого взгляда на мир, в преддеятельностную позицию. Формулировалась она таким образом: «Построить теорию управления пространством».

 

В этом случае с одной стороны доклад группы должен содержать представление о мире. С другой стороны управление предполагает, что это уже не просто попытка системного представления, здесь группам необходимо выстроить понимание возможных и почему-то нужных действий в этом мире. То есть если в первый день школьники занимали позицию исследователя, систематизатора, учёного, то во второй они хотя бы в теоретическом плане оказались на позиции инженера, изобретателя, управленца. Особенно сложно пришлось группам, выстроившим чисто физические миры. Те, где предметом управления нужно было сделать сами законы физики.

 

И всё-таки школьникам это удалось. Например, группа, размышлявшая в первый день над гравитационными силами, вышла на «транспортную теорию управления». Группа «химиков», соединявших неоднородные элементы, предложила модель постоянного порождения нового. Она показалась экспертам интересной, как с точки зрения естественных наук, так и в качестве концепции, как создавать новое.  Возникли и гуманитарные управленческие модели. «Остров Робинзона», управленца, организующего пространство как территорию для хозяйствования и для полноценной жизни. Мир «снежинок», в котором таким романтическим названием группа обозначила человеческую индивидуальность и наметила идею образовательной системы, через которую все воплощают мечты в процессы, технологии, продукты.

 

Другая группа школьников построила модель, которая является не только междисциплинарной, но даже и межсферной. Если иметь в виду гуманитарную и естественнонаучную сферы знаний. Группа рассказала «сказку» про планету. В её центре живёт дракон, которого жителям планеты приходится постоянно кормить. Иначе он начинает вести себя так, что на планете начинают происходить глобальные катастрофы и невероятные изменения. За этой сказкой притаилась теория гомеостаза, главное здесь - стремление сохранить баланс мира, не вызвать негативных необратимых изменений.

 

В каждом из докладов второго дня была отражена та или иная позиция управленца. Главным героем сюжета становились управленец – хозяйственник и управленец-психолог, управленец-инженер и управленец-строитель и т.д. Поэтому можно сказать, что за два дня школьники попробовали себя и в качестве исследователей, и представили себя как возможного деятеля. Человека, своим открытием, изобретением, новой технологией меняющим мир. Создали образ своего будущего в науке.

 

Ещё в начале своего текста я говорил о двух способах создания образа науки, которые сошлись во время конкурса. Второй, не менее важный способ, опишу сейчас, как и обещал. Мы можем строить будущее через сохранение традиции, прошлого, воспоминаний, в которых видим людей, мечтавших о будущем. И создававших его - учёных, инженеров, учителей. В этом случае удивительным образом наша традиция – это стремление к будущему.

 

И эта парадоксальная традиция, характерная для Академгородка, удивительным образом ощущалась в гимназии № 3, принявшей конкурс со всем возможным гостеприимством. В первую очередь в обширной галерее стенгазет, осмыслявших с разных сторон советскую эпоху. От героев гражданской войны до истории инакомыслия в СССР, к которой Академгородок имеет прямое и разнообразное отношение. От удивительных фотографий учёных-основателей научного центра, похожих на древнегреческих философов до космических достижений, где тоже не обошлось без здешних лабораторий.

 

На этих листах ватмана, на этих фотографиях, вырезанных из старых журналов, в этих старательных подписях фломастерами связь с прошлым явлена не в виде безликих монументов, а в виде живой связи настоящего и прошлого. И рядом с фотографией Будкера на карте Академа можно прочитать, что здесь же работает сейчас и папа ученицы 10 класса гимназии № 3.

 

Кстати, свои, по-хорошему, фантастические идеи на конкурсе группы будущих участников программы «Ранняя подготовка инновационных кадров» рисовали на таких же листах.

 

Я думаю, что именно здесь, в Академгородке, в уютном, обжитом пространстве с особой традицией ориентированности на будущее, на науку, продуктивно развернётся технология НооГен, суть которой в построении моделей возможного будущего. И подтверждением этого на самом первом этапе развёртывания программы РПИК стала готовность школьников Академгородка к самым сложным, самым глубоким размышлениям, которую они продемонстрировали на конкурсе. И эта готовность - тоже заслуга, сложившейся в этом месте общественной атмосферы. Для детей здесь естественно говорить о науке. И интересно.

Автор: Михаил Моисеев

Неоднородный мир: будущее и традиции.
Неоднородный мир: будущее и традиции.
Неоднородный мир: будущее и традиции.
Неоднородный мир: будущее и традиции.
Неоднородный мир: будущее и традиции.
Неоднородный мир: будущее и традиции.
Неоднородный мир: будущее и традиции.
Неоднородный мир: будущее и традиции.
Неоднородный мир: будущее и традиции.